настоящий казах

В алтайском селе радикальные исламисты чуть не построили мечеть. Жители опасаются, что они предпримут новые попытки закрепиться на границах России.

Село Притыка, Бурлинского района Алтайского края, попало в поле зрение радикальных исламистов. Они хотели построить здесь мечеть. Им удалось собрать подписи некоторых селян, что стало неожиданностью для местных жителей. Вмешались даже представители мусульманской общины региона.

Незваные гости прибыли из Казахстана. Бурлинцы опасаются, что дальше последуют новые попытки «умеренных» радикалов закрепиться в российском приграничье на Алтае. Они отмечают наличие националистических настроений в соседнем государстве. Способен ли Казахстан, где недавно формально сменилась власть, единым фронтом с Россией выступить против угрозы терроризма и радикальных течений?

Когда люмпены поднимут голову

Казахстан живет лучше всех в Средней Азии и лучше многих в бывшем СССР: относительно крепкая экономика, хорошие отношения с соседями, политическая стабильность. Если провести параллель с Украиной, то и в Казахстане есть оппозиция и элиты, недовольные правящим режимом. Публично они, конечно, не выступают, но это не значит, что они не хотят смены порядков.

Одно из противоречий, которое может послужить запалом, лежит даже глубже чем умеренный или радикальный ислам. Есть городские казахи — шала. У них власть, деньги, положение в обществе. Они, кстати, хорошо знают русский язык, не требуют его запрета или отъезда русских из страны. А есть южане. Их называют оскорбительным словом «мамбет». Это выходцы из сел и аулов. Мягко говоря, с цивилизованностью у них похуже. Подобно галичанам и западникам из Украины, они не прочь взять власть в Казахстане, прогнув под себя шала-казахов и русских. Как и на Украине при Януковиче, местные националисты в оппозиции к режиму.

Главная движущая сила «казахизации» страны — как раз мамбеты. Некоторые националисты даже имеют успехи и в бизнесе и проходят в политические партии. Но чаще всего это работяги или держатели ларьков. И, конечно, криминалитет. А это уже какой-никакой силовой ресурс, на которые могут опереться кукловоды.

Эти ребята давно интересуют радикальных мусульман. Вроде бы влияние исламистов в стране пока невелико. Но есть данные, что за последние несколько лет воевать за ИГИЛ (организация запрещена в РФ), выехали несколько сотен уроженцев Казахстана. В Новосибирске ловили казахского студента, которые пытался вербовать однокурсников на поездку в Сирию, а потом уехал сам.

Следы радикальных исламистов недавно проявились в Бурлинском районе Алтайского края. В село Притыка приехало несколько человек. Поводом послужили похороны одного из родственников. Как сообщает «Бурлинская газета», село небольшое, поэтому на похороны собрались почти все жители.

На прощании многие обратили внимание на некоторые странности в поведении гостей. Они держались обособленно, намаз совершали немного по-другому. А еще густые бороды и короткие штаны. Это навело местных жителей на мысли, что перед ними представители радикального ислама. Кроме того, странные люди беседовали с местной молодежью, а пользуясь тем, что кто-то из родственников после похорон был подавлен горем, кто-то — перебрал со спиртным, просили подписать какие-то бумаги…

Впоследствии выяснилось, таким нехитрым способом они собрали необходимое количество подписей для разрешения на строительство мечети, а также регистрации мусульманской религиозной организации Бурлинского района, что стало неожиданностью для жителей села. При этом с другими жителями они и не разговаривали, понимая, что не получат их разрешения.

Известие о строительстве мечети в Притыке стало новостью и для главы сельсовета. Кто собирается строить, с какой целью, за чей счет? Чтобы разобраться в ситуации, организовали сход села. Туда пригласили администрацию Бурлинского района, духовное управление мусульман Алтайского края, представителей местной национально-культурной автономии казахов Бурлинского района.

На сходе озвучили опасения, что бывший их земляк, гражданин Казахстана Самат Т. — приверженец радикального ислама. Помимо внешних признаков, вызывала сомнения и сама личность «строителя» мечети. Его брата, в 2018 году, осудили в Алтайском крае за изнасилование. Он сидит в тюрьме. Обратили внимание жители и на то, что их бывший земляк не смог внятно рассказать, откуда именно возьмут деньги на строительство мечети. Якобы, финансирование обеспечит двоюродный брат-бизнесмен из Казахстана, чьи религиозные предпочтения вызывают много вопросов.

Ранее этот родственник работал в полиции. По слухам он дружит с еще одним гражданином Казахстана — А., который возглавляет религиозную общину «Джамаат» (запрещена в РФ), предположительно, распространяющей радикальный ислам салафитского толка. Говорят, что А. имеет обширные связи в криминальной среде Казахстана и вхож в кабинеты правоохранителей. Люди справедливо задались вопросом: как может строить мечеть Самат Т., брат которого сидит в тюрьме за изнасилование, а друзья связаны с криминалом?

Мутная история с неизвестными благотворителями, решившими вдруг осчастливить соплеменников на бурлинской земле, выглядела неубедительно. Жители села сказали решительное «нет». И посоветовали «доброжелателям» вложить деньги в более важные вещи для родственников в Притыке: строительство дороги, моста через реку, школы.