Хасиды.Пермь 2008

«Из нас делают вторую Украину».

Пермские хасиды хотят построить культурный центр. Православные активисты уверены: это часть плана по захвату России Америкой. Что?!

«В отличие от Путина, в отличие от того, как он строил систему, мы с самого начала строили [пермский культурный] проект таким образом, чтобы он работал после нас», — говорил в конце 2012 года, готовясь к изгнанию из Перми, промоутер современного искусства Марат Гельман. Но вряд ли представлял, насколько окажется прав. На прошлой неделе в Перми прошли публичные слушания по вопросу строительства культурного центра иудейского движения Хабад-Любавич. Если бы у этого перфоманса был автор, ему следовало бы вручить высочайшую награду. В течение часа 30 православных активистов кричали на 15 хасидов. Так они надеялись убедить сотню неопределившихся жителей Дзержинского района, что Хабад — это политическая секта, которая пытается захватить власть в России. Корреспондент «Новой газеты» Никита Гирин побывал на слушаниях, поговорил с их участниками и рассказывает историю абсурдной склоки.

Что интересно, своих симпатий этот Гирин из НГ не скрывает.

«Пусть КГБ поможет разобраться»

Вечером 12 августа у ДК железнодорожников дежурят два полицейских уазика. Двое сотрудников перед входом, две сотрудницы в фойе. Есть тут, наверное, и оперативники в штатском. Слушания по вопросу строительства хасидского культурного центра — редкая возможность поработать для бездельников из Центра «Э». Ведь что только не происходило вокруг этого проекта за последние годы. Одна «группа русской молодежи» закопала голову свиньи на месте будущей стройки. Других национал-патриотов осудили за такое объявление на подъездах: «Хабадники отличаются ненавистью к христианству и крайним презрением к нееврееям…»

Прибывающие посетители на стереотипных экстремистов, правда, не слишком похожи. Это всё больше пожилые женщины в цветастых платках, один сухой мужчина в камуфляжной куртке и казачьей шапке-кубанке, один богатырь в майке с надписью «Пересвет». Бабушки собираются у столиков регистрации, галдят. Фойе ДК начинает напоминать рынок. В углу будто специально проходит медовая ярмарка, и сильный запах меда щекочет всем носы.

В старомодный голубой зал на 100 мест набиваются человек 150. Противники культурного центра пускают по рядам свои листовки. Некоторые гости отказываются их брать: «Мы за строительство».

«Продали Россию!» — шипит на них женщина, у которой на шее висят сразу несколько бумажных иконок.

О проекте культурного центра рассказывает актер, музыкант, бывший капитан команды КВН «Парма» Александр Смирнов. Уже несколько лет он активно участвует в жизни хасидской общины.

— Участок, — доброжелательно начинает Смирнов, — был выделен общине более трех лет назад…

— Незаконно! — немедленно выкрикивает из зала православная активистка Нина Павлова.

Центр будет заниматься образованием, соцработой, проведением праздников и спортивных мероприятий, продолжает Смирнов. Все это будет на благотворительной основе и доступно для местных жителей наравне с членами общины. Также в планах создать здесь что-то вроде московского Еврейского музея и центра толерантности.

— Дзержинский район — это моя малая родина, — говорит другой сторонник проекта, заслуженный артист России Владимир Гинзбург, пришедший на слушания в свой день рождения.

— Пора на большую! — перебивает Нина Павлова и его. Слово за слово, и в зале уже скандируют: «Русские! Русские! Русским слово!» Рассказ председательницы ТОС «Парковый 1» о ее поездке в Норвегию, где «вообще нет слова „национальность“», православные заглушают презрительными аплодисментами.

Наконец получают слово и «русские».

— Мы, православные пермяки, уже два столетия мирно сосуществуем с традиционалистской иудейской общиной, — читает с листка Павлова. — И только появление в нулевые годы вас, секты Хабад-Любавич, вызвало серию скандалов и потрясений. [У вас есть] подпольная синагога, где вы делаете обрезания, осуществляете жестокие убийства животных, страшные слухи о которых распространяются по всей Перми.

Через две минуты, отведенные на выступление, Павловой отключают микрофон.

— Дискриминация русских и православных! Юбиляры говорят по пять минут, а русским — строго две! — возмущается главный противник Хабада, бывший замдекана географического факультета Пермского государственного университета Роман Юшков. Ему запретили преподавать в 2017 году. Тогда суд признал экстремистской запись в блоге, в которой доцент призывал не покупать продукты у азербайджанцев. Позже Юшков попал под декриминализацию. Это одно из трех его уголовных дел по 282-й.

В комментариях на странице 48-летнего Юшкова в соцсети «ВКонтакте» мужчину называют «честью и совестью России».

Вот и на слушаниях один из записавшихся на выступление добровольно отдает свои две минуты лидеру протеста.

— Я не понимаю, почему никто не сказал, что мы имеем дело с хасидской сектой, управляющейся из Нью-Йорка? Это что, секрет? Почему на это все закрывают глаза? — гремит Юшков, глядя на сидящего в первом ряду раввина Залмана Дайча. Тот скрещивает руки на груди и не теряет самообладания. — Все мы знаем на примере Европы, что такое толерантность. Это однополые браки. Это иноплеменные толпы, насилующие белых женщин. Мы не хотим никакой музей толерантности на нашей территории!

— Ну хорош, давай, отдай микрофон другому, — раздраженно советует ему утомившийся дедушка, сидящий рядом со мной.

У противников Хабада остается последний козырь: выступление Татьяны Кротовой. Некоторое время женщина работала секретаршей раввина Дайча.

— Этот центр изолируют от местного населения, сто процентов, — уверена Кротова. — В 2013 году, когда хотели получить участок на Клименко, в центре города, для населения тоже вот эта фишка шла, что это якобы будет благотворительный центр. Но когда мы с раввином ходили на встречи с городским руководством, все время одна и та же тема продвигалась Залманом Дайчем: как изолировать центр от окружающих. Он хотел сразу же обнести забором, огородиться от нас, как от свиней.

По мнению Кротовой, небольшой хасидской общине не нужно четырехэтажное здание.

— Я убеждена, что цели этого строительства другие. Будет точно так же, как на Украине, — предрекает Татьяна. — Там построилась по всем городам сеть хабадских центров, и сейчас Хабад пришел к власти, потому что Зеленский — это ставленник Хабада. У нас делается то же самое. Из нас делают вторую Украину!

Такое заявление порядком напугало тех участников слушаний, которые в этот вечер с трудом оторвались от телевизора. Зашушукались, кажется, даже сторонники строительства. Возможно, они представили кавээнщика Смирнова в Кремле.