закон Яровой

Отключить россиянам связь: СОРМ и «пакет Яровой» не защищают от терроризма.

СМИ стало известно, что Совбез России дал ФСБ и Минцифры задание до конца года проработать вопрос внесения поправок в законодательство о связи для борьбы с телефонным терроризмом, согласно которым можно будет отключать на полгода связь с целыми странами.

Видимо, «антитеррористические» законы, принимаемые в последнее время целыми пакетами, совершенно бессильны перед «телефонными бомбистами», поэтому Совет безопасности России не мог придумать ничего лучше, как наделить операторов обязанностью блокировать по требованию ФСБ трафик в направлении определённого государства сроком до полугода, если с этой территории будут поступать звонки с ложными сообщениями о бомбах и угрозах терактов.

Совбез несколько месяцев назад дал поручение Федеральной службе безопасности (ФСБ) и Минцифры до конца 2019 года проработать вопрос внесения изменений в законодательство о связи для борьбы с телефонным терроризмом, то есть с большим количеством ложных звонков, например с сообщениями о минировании зданий. Об этом РБК рассказали три источника на рынке телекоммуникаций и подтвердил представитель аппарата Совбеза.

Для исполнения поручения была создана межведомственная рабочая группа по регулированию пропуска голосового трафика и борьбе с фродом (мошенничеством). В нее вошли: представители 12-го Центра ФСБ (курируют технические мероприятия на сетях связи и, например, участвовали в процессе блокировки Telegram), Минцифры, Роскомнадзора, Федеральной антимонопольной службы (ФАС), операторов «большой четверки» (Ростелеком, МТС, МегаФон и ВымпелКом) и аналитический центр «Форум», председателем которого является экс-руководитель администрации президента Александр Волошин.

Согласно законопроекту (оформлен как поправка в закон «О связи») операторы будут обязаны «осуществлять приостановление <…> оказания услуг по пропуску трафика по отдельным направлениям (страна, оператор связи, ресурс нумерации) на основании мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей органа, осуществляющего обеспечение безопасности России» (в частности, ФСБ). Приостановить услуги по пропуску трафика оператор сможет на срок до 180 дней (это следует из подготовленного группой проекта постановления правительства).

«Выполняя требование ФСБ, оператор будет обязан заблокировать как голосовую связь, так и передачу данных в направлении определенной страны или другого оператора связи, — пояснил один из участников рабочей группы суть предложения. — Это обусловлено тем, что инфраструктура операторов сейчас мультисервисная: оба вида трафика передаются по одним и тем же каналам, блокировать их по отдельности довольно проблематично». Кроме того, у ФСБ есть данные о том, что звонки с ложными угрозами поступают преимущественно с сервисов формата Skype Out и Viber Out, которые позволяют совершить звонок из компьютерной программы на номера общего пользования.

«Проблема с телефонным терроризмом стоит довольно остро, поэтому первоочередная задача была в том, чтобы найти быстрое и эффективное решение. Когда проблема не будет стоять столь остро, эту норму, вероятно, будут корректировать», — добавляет источник РБК.

Топ-менеджер одного из операторов, участвовавших в обсуждении, отмечает, что «сложилось однозначное впечатление, что ФСБ хочет получить возможность блокировать и голос, и передачу данных».

Еще двое участников рабочей группы утверждают, что речь идет в первую очередь о возможности блокировки именно голосовой связи и СМС. «Никто напрямую не говорил об отключении всего канала связи. Разве что оператор будет такой «криворукий», что не сможет заблокировать «голос» без блокировки передачи данных», — говорит один из собеседников.

В направленном пакете документов нет уточнений — какой именно вид трафика должен блокироваться. В пояснительной записке к законопроекту лишь отмечено, что в настоящее время у операторов предусмотрена обязанность приостанавливать оказание услуг связи по отдельным абонентам (п. 3 ст. 64 закона «О связи»), но этой «меры недостаточно для пресечения вызовов террористической направленности».

Операторы связи действительно могут заблокировать набор сетей по какому-либо признаку, в том числе и географическому, отмечает Александр Лямин, гендиректор Qrator Labs (специализируется на защите от DDoS-атак). «Более того, большая часть сетей такой функционал поддерживает — в индустрии этот механизм называется blackholing («черная дыра»). Если использовать его для блокировки трафика в направлении какой-либо сети, то помимо голосовой связи с ней прекратится и доступ ко всем информационным ресурсам, сервисам и веб-сайтам, которые в ней находятся», — говорит Лямин, хотя последствия blackholing на государственном уровне он называет «непредсказуемыми».

«Если формулировка в законопроекте предполагает расширенное толкование, то так она и будет истолкована, российское правоприменение это не раз доказывало», — иронизирует директор провайдера Diphost Филипп Кулин. По его словам, технически есть возможность блокировать как отдельно «голос», так и вместе с передачей данных. «Роскомнадзор в борьбе с Telegram пытался заблокировать огромные подсети IP-адресов и в итоге чуть «не положил» часть Рунета — это и есть наглядная иллюстрация к тому, что будет происходить, если начнут блокировать передачу данных в определенном направлении», — категоричен Кулин.

Независимый эксперт в сфере связи Алексей Семеняка отмечает, что технически блокировать отдельные виды трафика можно. «При этом сейчас появилось много сервисов, которые позволяют звонить на мобильные или стационарные номера из разных приложений вроде Skype или Viber. Для преобразования трафика из сети передачи данных в телефонную сеть общего пользования они используют шлюзы, которых может быть много, и точно определить, откуда идет звонок, довольно проблематично», — отмечает собеседник РБК. Можно «долго наугад блокировать разные направления», продолжает Семеняка, результат — сервисы вроде Skype Out и Viber Out перестанут работать в России.

Реакция Сети на предложение Совбеза получилась вполне ожидаемая — большинство пользователей, а также экспертов не видят смысла в данной инициативе.

К примеру, исполнительный директор ОЗИ Михаил Климарёв, ранее утверждавший, что ни СОРМ, ни «пакет Яровой» не являются на самом деле никакой защитой от терроризма, поскольку имеющие все эти технические и законодательные рычаги силовики просто не состоянии поймать «телефонных бомбистов», уже даже не находит слов для описания компетентности авторов таких решений.

Технический директор РосКомСвободы Станислав Шакиров считает, что инициатива Совбеза может нести совсем другие цели, а борьба с телефонным терроризмом — лишь повод для воплощения в жизнь планов по отключению связи в стране на случай, к примеру, массовых протестов:

«Совершенно очевидно, что к борьбе с терроризмом это будет иметь достаточно опосредованное отношение. Как видно из опубликованных материалов, все прекрасно понимают — звонки идут через IP-телефонию, — либо через Скайп, либо через Вайбер, либо через какой-то VoIP-сервис. Выбирать номер, из какой страны звонить, можно в автоматизированном режиме — делать это как угодно, поэтому к решению главного вопроса, то есть борьбе с терроризмом, это вряд ли приведёт. Но, с другой стороны, в случае реализации этого закона, при возникновении каких-то волнений, протестов, можно будет отключать связь в России не только относительно какой-то одной страны, но и всех вообще стран. Если, конечно, у властей появится такой функционал. Вполне возможно, это и есть настоящая цель данной инициативы, а борьба с телефонным терроризмом является только предлогом».