закон Яровой

Чем заплатят россияне в 2020 году за «пакет Яровой» и «суверенный Рунет»? Миллионы русских пострадают от принятых путинской шайкой законов.

Цены на мобильную связь в России в 2020 году вырастут на 17-18%, а качество интернета — сильно ухудшится. DW собрала прогнозы экспертов.

Услуги мобильной связи в РФ в 2020 году могут подорожать на 17-18%, в том числе из-за расходов операторов на реализацию «пакета Яровой» и закона о «суверенном Рунете», прогнозирует аналитическое агентство Content Review. В прогнозе отмечается, что подорожают, в первую очередь, тарифы средней и высокой ценовой категории, а вот минимальные социальные тарифы повысятся в пределах инфляции. Однако не все эксперты разделяют такой прогноз.

Ждать ли повышения тарифов на связь и интернет?

Повышение тарифов считает вероятным Артем Козлюк, руководитель общественной организации «Роскомсвобода» — общественной организации, которая борется против интернет-цензуры. Однако точных прогнозов делать он не берется: «На 100% сказать, увеличатся или не увеличатся тарифы на 20%, никто не может. Для этого нужно просчитать очень много факторов и посмотреть, как будет происходить реализация. И будет ли она вообще в следующем году, а не через год и больше».

Категорически не согласен с прогнозом о повышении тарифов Сергей Кравцов, владелец OMMG Technology — коммуникационной платформы для создания цифровых сервисов общения. «Сегодня операторы сотовой связи не могут просто так повышать тарифы. Ни на какие 20% ничего дорожать не будет», — говорит он. Кравцов утверждает, что от мобильных операторов, с которыми он по роду деятельности тесно общается, о повышении тарифов на мобильную ничего не слышал.

По мнению Кравцова, операторы и без требований закона начали инвестировать в дополнительные сервисы и дата-центры, способные хранить большое количество данных. «Мегафон», например, в том числе и для этого купил компанию Mail.ru», — считает эксперт. По его словам, доходы от продажи дополнительных сервисов позволят операторам связи «спокойно хранить и передавать данные» в соответствии с законом, не повышая тарифов для населения.

Вопрос о том, вырастут ли тарифы в 2020 году в связи с затратами на «пакет Яровой» и «суверенный Рунет», остается открытым. Не внесли ясности и сами операторы. Из пятерки крупнейших операторов, к которым с этим вопросом обращалась DW — МТС, «Мегафон», «Билайн», Tele2 и «Ростелеком» — ответ получить удалось только от последнего. В пресс-службе оператора заявили, что «в настоящее время «Ростелеком» не планирует индексировать тарифы по данной причине (‘пакет Яровой’ и ‘суверенный интернет’)».

Кто же заплатит за «пакет Яровой» и «суверенный Рунет»?

Тем не менее, кому-то за исполнение законодательных инициатив платить все же придется, а стоить это будет сотни миллиардов рублей. Законы Яровой уже сейчас обязывают операторов хранить весь интернет-трафик россиян за последние 30 суток — а это переписка, фото, видео, звуковые файлы. Размещение такого объема данных требует специального дорогостоящего оборудования. Операторы связи и интернет-компании уже закупили его у «Ростеха» более чем на 10 млрд рублей, сообщили в начале декабря российские СМИ. Речь идет о производимой под эгидой госкорпорации системе хранения данных «Купол». А создание инфраструктуры для обеспечения автономии Рунета потребует еще целого ряда затрат — от исследовательской и конструкторской работы, создания и ведения реестра точек обмена трафика до расширения штата Роскомнадзора.

Козлюк поясняет, что в первую очередь по операторам связи и в целом по IT-индустрии ударит «пакет Яровой», так он заставляет компании устанавливать дорогостоящее оборудование за свой счет. Государственных субсидий на эти цели не планируется. Многие операторы уже подсчитали свои затраты. Так, в 2018 году «Вымпелком» (оператор «Билайн») заявил о необходимых ему 45 млрд рублей, МТС — о 60 млрд рублей, «Мегафон» в 2017 году — о 35-40 млрд рублей. Компания Tele2 также планировала потратить несколько десятков миллиардов, однако точной суммы не называла.

За «суверенный Рунет» платить в итоге тоже придется провайдерам, несмотря на то, что деньги на его реализацию предусмотрены в госбюджете, считает Козлюк. «По факту вряд ли так называемое «оборудование по предотвращению угроз» будет устанавливаться и обслуживаться за государственный счет», — рассказал эксперт DW, напоминая, что вначале правительство вообще заявило, что дополнительных средств из госбюджета на реализацию «суверенного интернета» не предусмотрено, и лишь через какое-то время стало называть суммы в 20 и 30 млрд рублей. При этом рабочая группа «Связь и IT» Экспертного совета при правительстве РФ в конце 2018 года оценила затраты на «Закон о суверенном интернете» в 134 млрд рублей в год.

К чему приведет попытка России контролировать интернет-трафик?

Эксперты скептично оценивают законы по усилению контроля за интернетом в России. Они ставят под сомнение не только техническую возможность их реализации, но и эффективность в достижении целей. К примеру, большая часть трафика будет, по законам Яровой, храниться в зашифрованном виде, и расшифровать его спецслужбы технически не смогут, считает Сергей Кравцов. Операторы же им в этом помогать не станут, так как в их обязанности входит только хранение трафика, а не его расшифровка, пояснил он DW.

Повышение тарифов — не единственные возможные последствия ограничительных законов. Руководитель «Роскомсвободы» Артем Козлюк поясняет, что если действительно удастся построить систему «суверенного Рунета», которая описана в законе, то качество интернета сильно ухудшится, а скорость снизится. Роскомнадзор сможет все чаще полностью глушить интернет и устраивать так называемые «шат-дауны», что уже происходило на протестах в Ингушетии и летних протестах в Москве. Тогда операторы резко снижали скорость интернета, из-за чего невозможно было вести полноценную YouTube-трансляцию.

Законы о контроле интернет-трафика не просто мешают дальнейшему технологическому развитию страны — они отбрасывают Россию назад. «Если эти законы заработают, мы столкнемся с очень плохой ситуацией и для пользователей, и для провайдеров, и для сервисов, которые живут в этой всей экосистеме», — поясняет Козлюк. — «Они будут уходить с российского рынка и закрываться. Может быть, какие-то будут и приспосабливаться, но это будет совсем не тот интернет, к которому мы привыкли».

В итоге рисков от законов множество, а вот выгоду от них получат в основном лишь поставщики оборудования и компании импортозамещения. «Какой-то прикормленной госкорпорации выгодно потом наживаться на такой цифровой «крови» всей интернет-отрасли», — резюмирует Козлюк, вспоминая «Ростех». — «Но таких бенефициаров — единицы. А миллионы будут страдать от этих законов».