В тюменские роддома потянулись жители Казахстана и Киргизии. Борьба за рождаемость поставила регион на грань миграционного взрыва.

Тюменские врачи говорят о резком числе рожениц из Казахстана, Киргизии, Узбекистана и Таджикистана.

Борьба за рождаемость, в которую включились регионы «тюменской матрешки» после послания президента России Владимира Путина, грозит Тюменской области неожиданной проблемой. Источник «URA.RU» в правительстве региона сообщает, что местные власти опасаются увеличения притока мигрантов из стран Закавказья и Средней Азии, подобного тому, с которым несколько лет назад столкнулась Югра. Причиной этому называют дополнительные меры социальной поддержки, призванные улучшить демографическую ситуацию.

«Повторение югорского сценария безусловно возможно. Граждане дружественных с Россией стран — например, Казахстана и Киргизии — чувствуют себя на тюменской земле довольно вольготно. И конечно стремятся переехать со своей родины в более комфортные условия проживания», — считает политолог Андрей Шуклин. По последним данным Тюменьстата, за 10 месяцев 2019 года в регион приехало 8620 граждан из стран СНГ, что почти на 1500 человек больше чем за тот же период 2018 года.

Накануне Нового года Тюменская областная дума приняла поправки в закон о социальной поддержке, внесенные губернатором Александром Моором. С 1 января в регионе резко вырос размер регионального маткапитала (с 40 до 100 тыс. рублей). Кроме того, теперь региональные власти готовы платить по 150 тыс. рублей за первенца (правда, только тем семьям, которые прожили на территории области больше пяти лет).

Впрочем, денежные выплаты — не главный фактор, привлекающий мигрантов в регион. Согласно условиям получения маткапитала, опубликованным на официальном портале «Госуслуги», на него могут претендовать только граждане РФ. А получение гражданства — процесс длительный и трудоемкий. Даже брак с российским подданным предполагает трехлетнее ожидание заветного паспорта.

Другое дело, что в Тюменской области активно развивается инфраструктура для материнства и детства.

В апреле 2019 года в Тюмени открылся многопрофильный клинический госпиталь «Мать и дитя» — всего лишь шестое подобное учреждение в стране. Врачи здесь готовы принимать до 2500 родов в год, а оборудование и специалисты позволяют выхаживать новорожденных с критической массой тела — до 500 граммов. Только в 2019 году в регионе появились шесть новых детских садов, а в 2020 начнется строительство еще 19 дошкольных учреждений. Все эти блага доступны и иностранцам.

«Тюменские врачи говорят о резком числе рожениц из Казахстана, Узбекистана и Таджикистана. Женщины едут в регион за мужьями, которые здесь работают. И едут, в том числе, для того, чтобы родить в комфортных условиях, которых у них на родине просто нет», — рассказал «URA.RU» источник в медицинских кругах. В департаменте здравоохранения Тюменской области сообщили, что ведут статистику всех обращений иностранцев за медпомощью — без разделения по видам. В 2019 году через больницы и поликлиники региона прошел 29081 человек (1088 получил помощь в стационаре). Данные за 2018 год оперативно уточнить не удалось, но ведомстве заверили, что число обращений от граждан других стран выросло.

Подобный сценарий уже наблюдался в Югре, где уровень социальной инфраструктуры также высок. Наплыв иностранцев привел к напряженности — в частности, на рынке труда, где местным жителям стало трудно найти работу. В результате окружным властям пришлось принимать не самые однозначные меры — в частности, ограничивать перечень вакансий, которые могу занимать мигранты. Недавно губернатор Наталья Комарова подписала документ, запрещающий гражданам других стран работать таксистами, поварами и продавцами — это вызвало скандал среди национальных диаспор в ХМАО.

«Нередко иностранцы соглашаются работать за меньшие деньги, тем самым снижая общий уровень зарплат по рынку. Это ни для кого не секрет. Работодателю проще нанять двух иностранцев, чем граждан РФ. Так бизнесу выгодней», — объяснил необходимость жестких мер руководитель региональной общественной организации Югры «Общество русской культуры» Ярослав Соловьев.

Шуклин уверен, что тюменские власти переймут опыт северного соседа. «Миграционное законодательство обязательно будет ужесточаться. Большинство мигрантов находится в так называемой „серой зоне“ — в ближайшее время ее ждет серьезная зачистка», — уверен эксперт.

Добавим, что первые шаги по ограничению миграционного потока власти уже приняли. С 1 января вступил в силу указ Моора о запрете иностранцам работать водителями общественного транспорта, такси — в том числе.