Случаи «атак» на Бессмертный полк опаснейшими фотографиями нацистов были и раньше, но их число заметно возросло в прошлом году, когда с началом пандемии шествие ушло в онлайн, рассказала Известиям» сопредседатель центрального штаба «Бессмертного полка» Елена Цунаева. Чтобы принять в нем участие, человеку лишь нужно добавить на сайт фотографию своего воевавшего родственника.

— Тогда на этапе модерации мы обнаружили, что вместо фотографий своих родных люди присылают фото неизвестных нацистских солдат, — объяснила Елена Цунаева. — Было и фото молодого Гитлера, которого тоже пытались зарегистрировать как участника «Бессмертного полка». Все эти снимки были заблокированы нашими волонтерами, а IP-адреса авторов отправлены в Следственный комитет.

Среди авторов публикаций, к удивлению волонтеров, оказались и несовершеннолетние «фашисты», уточнила сопредседатель.

— Помню, одна девочка, которой еще не было 18, рыдала, когда поняла, что совершила преступление. Некоторые «фашисты» были потом привлечены к уголовной ответственности, — отметила спикер.

Статья о реабилитации нацизма появилась в Уголовном кодексе в мае 2014 года, тогда осужденным по ней грозили только исправительные работы и небольшие — от одной до двух тысяч рублей — штрафы. Однако два месяца назад ответственность по ней была значительно усилена. При этом отягчающим признаком стало совершение преступления в интернете. Поправки были внесены Госдумой, одобрены Советом Федерации и подписаны президентом в апреле этого года, напомнила Елена Цунаева.

Суровость наказания пока не повлияла на «шутников» — провокаций с фото меньше не стало, скорее даже наоборот, в некоторых случаях они приобрели характер спама, отметила она. Тенденцией этого года стал коллективный мем — нацистский солдат со смешной кличкой, которого пытались добавить на сайт в разных облачениях различные пользователи.

— В доказывании такого вида преступлений есть нюанс — под статью подпадают только сведения и фото об известных нацистских преступниках, которые были осуждены Нюрнбергским трибуналом. Если это фото неизвестного нацистского солдата, то такие действия могут быть расценены как рядовое хулиганство, — пояснила Елена Цунаева.

Кроме того, следствию нужно доказать, что попытка оправдания нацизма была именно публичной, а это непросто, поскольку все эти фото были заблокированы авторами сайта и не попали в интернет, добавила эксперт.

Такое преступление, как публикация нацистских снимков, можно совершить только с прямым умыслом, авторы публикаций хорошо понимали, на что шли, считает Семен Лебедев.

— Возможно, их целью было просто посмеяться, а не кого-то обидеть, но по закону это большого значения не имеет. То, что снимки не попали в интернет, может быть квалифицировано как неоконченное преступление, но при этом оно останется таковым. Что касается возраста, в законе есть норма, позволяющая суду учитывать личность подсудимого, думаю, суд их незрелость учтет, — полагает эксперт.

Поступки вроде тех, что совершили фигуранты нынешних дел, независимо от меры их осознанности, не должны оставаться незамеченными государством, уверен Семен Лебедев. О серьезности случившегося говорит уже тот факт, что все эти дела ведет главное следственное управление СК, но делается это не ради суровых сроков, считает он.

— Думаю, что эти дела — скорее превентивная мера. Обществу дают сигнал, что подобные «шутки» могут плохо кончиться, — резюмировал он.

— Мой родной дядя прошел всю войну до Берлина, и я представляю его реакцию, если бы его лицо появилось на каком-то нацистском мундире, — сказал «Известиям» правовед.

Нынешние шутники из разных регионов страны вряд ли являются сознательными нацистами, полагает он. Однако при лояльном отношении отдельные вспышки любой идеологии могут перерасти в эпидемию, уверен он.

— Возьмите идею толерантного отношения к меньшинствам на Западе, вроде начиналось всё спокойно, но переросло в эпидемию сверхтолерантности — поощрения и даже восхищения. Не нужно считать, что идеи нацизма менее заразительны. Тот же Гитлер прекрасно понимал, что такое заражение масс идеями, и пользовался этим, — подчеркнул Сергей Максимов.

Неонацизм как движение сегодня во многом побежден усилиями правоохранительных органов — нацисты и скинхеды больше никого не убивают на улицах и не пропагандируют свою символику и взгляды. Однако даже будучи побежденными, полностью такие движения не умирают, опасность их возрождения в обществе есть всегда, резюмировал эксперт.

ИЗ