Как мы и сообщали ранее, ни дня без новости про Гитлера в россиянских СМИ в преддверии 20 апреля.
Фельдмаршал, два фашиста, жулик-адвокат и краснопузый.
Как Веймарская республика последний раз выбирала президента. С тех пор свободных выборов в Германии нет, чтобы к власти опять не пришли правые.
90 лет назад, 10 апреля 1932 года, в Германии состоялся второй тур президентских выборов. За ходом напряженной предвыборной борьбы следил весь мир. Действующий президент Пауль фон Гинденбург считался фаворитом. Его главными соперниками были национал-социалист Адольф Гитлер и коммунист Эрнст Тельман.
На пути к новой семилетке
Пауль Людвиг Ганс Антон фон Бенкендорф унд фон Гинденбург был избран рейхспрезидентом (президентом Германии) в 1925 году на семилетний срок. В 1932 году ему исполнялось 85 лет. Тем не менее Гинденбург был намерен баллотироваться на второй срок.
И в 1925, и в 1932 году для победы на выборах необходимо было набрать в первом туре абсолютное большинство голосов, во втором — относительное. На выборах 1925-го Гинденбург победил во втором туре, получив 48,3% голосов. Его главный конкурент Вильгельм Маркс — 45,3% голосов. За Маркса голосовали левые и центристы, но часть голосов (6,4%) оттянул на себя лидер Коммунистической партии Германии (КПГ) Эрнст Тельман. Коммунисты на союз с социал-демократами не пошли. В 1932-м такой союз левых сил был тем более невозможен.
Главный коммунист планеты, генеральный секретарь ЦК ВКП(б) Иосиф Сталин приравнивал социал-демократию к фашизму. Еще в 1924 году в статье «К международному положению» он писал: «Фашизм есть боевая организация буржуазии, опирающаяся на активную поддержку социал-демократии. Социал-демократия есть объективно умеренное крыло фашизма». В резолюции X пленума Исполнительного комитета Коммунистического интернационала (ИККИ) в 1929-м «социал-фашизм» был объявлен «особой формой фашизма в странах с сильными социал-демократическими партиями». КПГ входила в Коммунистический интернационал и подчинялась его директивам. Один из предвыборных лозунгов КПГ звучал так: «Кто голосует за Гинденбурга, тот голосует за Гитлера, кто голосует за Гитлера, тот голосует за войну».
Социал-демократы Германии, в свою очередь, заявляли о близости политических позиций коммунистов и фашистов.
Реальная тактика предвыборной борьбы не совпадала с политическими декларациями. Ни социал-демократы, ни коммунисты не вступили в альянс с фашистами. Национал-социалистическая рабочая партия Германии (НСДАП) выдвинула своего кандидата — Адольфа Гитлера. Компартия — своего, Эрнста Тельмана. Социал-демократы, либералы, центристы не стали выдвигать своего кандидата, решив поддержать Гинденбурга ради того, чтобы не допустить к власти Гитлера. Председатель Социал-демократической партии Германии Отто Вельс заявлял, что социал-демократы будут голосовать за Гинденбурга «во имя единения германского народа», а выставление кандидатуры товарища Тельмана «ведет к дальнейшему распылению народных сил». Немецкая национальная народная партия (НННП) выдвинула кандидатом заместителя руководителя консервативно-монархической организации «Стальной шлем, союз фронтовиков» Теодора Дюстерберга.
В опубликованной в газете «Правда» статье А. Берга «От Эмериха, Круппа, Вестарпа — до социал-демократов» германский предвыборный политический расклад описывался так: «В 1925 году Гинденбург был кандидатом правых, а социал-демократы, партии центра и демократы образовали так называемый народный блок, поддерживая во втором туре кандидатуру члена партии центра Вильгельма Маркса. Теперь фронты перемешались. Националисты, национал-социалисты, «Стальной шлем» — против Гинденбурга, партии центра, демократы, социал-демократы — за Гинденбурга».
Дипломат и промышленник Рихард фон Кюльман (в марте 1918 года он возглавлял германскую делегацию на переговорах о Брестском мире с Советской Россией) в интервью агентству Associated Press 25 февраля 1932 года предсказал, что на выборах победит действующий президент Гинденбург:
«Есть только два кандидата, которых стоит принимать в расчет,— президент Гинденбург и Адольф Гитлер… Полковник Дюстерберг, вице-президент «Стального шлема» — кандидат, у которого мало силы.
Тельман, коммунистический кандидат, автоматом получит голоса коммунистов. Но настоящая битва будет между президентом Гинденбургом и Гитлером. Я верю, что Гинденбург победит, но это будут интересные выборы».
Ходили слухи, что еще одним кандидатом в рейхспрезиденты может стать бывший Германский и Прусский кронпринц Фридрих Вильгельм. Они не подтвердились.
3 марта были утверждены пять кандидатур участников выборов. К Гинденбургу, Гитлеру, Тельману и Дюстербергу добавился Адольф Густав Винтер. Политический клоун — популярная фигура на свободных выборах. Адвокат Винтер, выдвинутый организацией «Жертвы инфляции», отбывал тюремный срок за мошенничество. Через газеты он обратился ко всем обладателям выведенных из обращения в связи с гиперинфляцией довоенных банкнот. Винтер заявил, что в случае его избрания обесценившиеся бумажки снова станут полноценными деньгами — в соответствии с указанным на купюрах номиналом.
4 марта Гинденбург принял военный парад. Это было первое публичное выступление действующего президента в рамках его избирательной кампании. По всей Германии агитаторы, представлявшие разные политические силы, призывали голосовать за переизбрание Гинденбурга.
5 марта газета The New York Times опубликовала полученное по почте из Турции интервью Льва Троцкого. Троцкий предлагал германским коммунистам выступать единым фронтом с социал-демократами и профсоюзами, чтобы не допустить фашистов к власти. Однако германские коммунисты слушали не его, а Сталина.
Советский краснопузый кандидат
Имя Эрнста Тельмана было хорошо известно в Советском Союзе. Он много раз приезжал в СССР, был лично знаком с Лениным. Если судить по официальным почестям, которые ему воздавались, он был фактически приравнен к члену политбюро ЦК ВКП(б). Его именем еще при жизни были названы вагоноремонтный завод в Воронеже (товарищ Тельман побывал на заводе в 1931 году), колхозы, улицы, рыболовецкое судно.
В предвыборном 1931 году Эрнст Тельман был избран в почетные президиумы III Всесоюзного съезда Международной организации помощи борцам революции (МОПР) , Замоскворецкой районной партийной конференции Москвы, Киевской партконференции, Второго Нижегородского съезда советов, стал почетным депутатом Моссовета, Ленсовета и Харьковского горсовета, членом заводского комитета 1-го Государственного автомобильного завода (и это неполный список). В феврале 1931 года в ходе визита в СССР Тельман заседает в президиуме Восьмого областного съезда Советов Урала в Свердловске. В марте он в Гамбурге, пишет письмо в Объединенный союз государственных коммунальных предприятий и транспорта в связи со своим исключением из членов этого профсоюза (у профсоюзных боссов было два обвинения в его адрес — участие в создании свободного профсоюза и то, что он «известен как председатель Коммунистической партии»).