Молодежное движение «Наши» оказалось самой известной непартийной политической организацией в России. Таковы итоги опроса «Левада-центра». Однако более интересны другие результаты исследования: четвертое и пятое места получили запрещенные НБП и «Славянский союз», а в рейтинге поддержки населением националисты и вовсе обогнали «нашистов».

Респондентам было предложено ответить на два вопроса: «Какие политические организации и движения вы знаете?» и «Цели и задачи каких из этих движений вы разделяете?». Вопросы были закрытого типа, то есть, участники исследования выбирали из готового списка организаций. При этом социологи не стали включать в перечень легальные политические партии и их молодежные структуры (исключение почему-то составили «Соколы Жириновского»).

Наиболее известным движением оказались «Наши». Об их существовании знают 31% опрошенных. За ними идет другая прокремлевская организация – «Россия молодая» (12%), а затем «Соколы Жириновского» и запрещенная «Национал-большевистская партия» (по 8%). В затылок НБП дышит еще одна запрещенная структура – «Славянский союз», которая знакома каждому двадцатому. Столько же респондентов знают о существовании ее идейных противников, «Антифа».

Далее следует еще одна националистическая организация – Движение против нелегальной иммиграции (ДПНИ) с 4%. Столько же набрали Революционный коммунистический союз молодежи (РКСМ), либеральное движение «Солидарность» и сформированная на базе НБП «Другая Россия». Меньше всего известны Авангард красной молодежи (АКМ), «Левый фронт» и созданная администрацией Московской области молодежная организация «Местные». 55% опрошенных затруднились ответить или честно заявили, что не знают ни одной из перечисленных структур.

Совершенно иначе распределились ответы на вопрос о разделении респондентами идей каждой из этих организаций. Второе место после «России молодой» (6%) занял «Славянский союз» (5%), обогнав на 2% «Наших» и ДПНИ (они получили по 3%). Остальные организации поддерживают по 1% (Антифа, «Солидарность», РКСМ, «Соколы Жириновского», АКМ, «Левый фронт»), а «Другую Россию», НБП и «Местных» — менее 1%. 45% не одобряют цели и задачи ни одной из них, а треть опрошенных затруднились ответить. В опросе участвовали 1600 россиян в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах 45 регионов страны.

Причины того, что идеи «нашистов» разделяет лишь десятая часть тех, кто знает об их существовании, корреспонденту «БалтИнфо» пояснила федеральный комиссар движения Мария Кислицына. По ее словам, потенциальных сторонников «Наших» отталкивает целенаправленная кампания, развернувшаяся против организации в СМИ на протяжении последних 7-8 месяцев. «Наши» всегда поддерживали правящий тандем, и эту кампанию организовали люди, которые не хотят, чтобы Дмитрий Медведев или Владимир Путин победили на президентских выборах», — утверждает комиссар.

Между тем, по мнению бывшего лидера «Славянского союза» Дмитрия Демушкина, результаты исследования свидетельствуют о том, что почти все, кто знают о существовании его организации и ДПНИ, поддерживают их. Раньше обе структуры имели примерно равное количество сторонников, но популярность «Славянского союза» резко увеличилась после его запрета в прошлом году, утверждает он. «Это сигнал для власти, что националистов уже нельзя замолчать», — подчеркнул Демушкин.

Глава «Другой России» Эдуард Лимонов не считает, что в «полицейском государстве» могут быть объективные соцопросы, но даже эти результаты, по его мнению, говорят в пользу НБП. «У запрещенной организации, 200 человек из которой прошли через тюрьмы и лагеря, не те же возможности, что у каких-нибудь «нашистов». Меня, например, с 2004 года почти не показывает телевидение», — отметил оппозиционный политик. «И, тем не менее, если сложить 8% НБП и 4% «Другой России», получится, что нас знают 12%. Это неплохой показатель. Хотя справедливо было бы замерять известность меня лично, а не организаций. Я уверен, что тогда рейтинг был бы гораздо выше», — добавил Лимонов.

Однако аналитики не разделяют эмоций политиков. По мнению политолога Дмитрия Травина, единственный более-менее достоверный показатель в результатах исследования – это 31%-ный рейтинг известности «Наших». Остальными цифрами можно пренебречь из-за погрешности (в данном опросе она составляет 3,4%).

Вице-президент Института национальной стратегии Виктор Милитарев считает, что респондентам не следовало давать готовые варианты ответов, предоставив возможность самим назвать известные им движения. Кроме того, он не понимает, почему среди вариантов отсутствовали партии и их молодежные движения. Не разделяет он и мнение Демушкина, что результаты исследования являются триумфом националистических организаций.

«Опрос говорит только о том, что люди в основной своей массе равнодушны к политике, — полагает эксперт. — Сильно подозреваю, что политические взгляды большинства россиян представляют собой смесь из требований социальной справедливости, гражданских свобод и мягкого национализма».

Антон Арсеньев
БалтИнфо