Президент Медведев в интервью «Эху Москвы», и телеканалам «Первый информационный кавказский» и Russia Today рассказал о мотивации войны августа 2008 года на уровне «коллег-президентов», возможности восстановить отношения между РФ и Грузией и ловко избежал сравнений с Сирией Ливией и Чечней 1999 года. Несмотря на то, что после войны прошло 3 года, глава российского государства по-прежнему не скрывает своего раздражение к грузинскому коллеге. По словам Медведева, Саакашвили должен быть благодарен ему лично за то что российские танки не дошли до Тбилиси и не сменили принудительно грузинское руководство.

Президент РФ Дмитрий Медведев в канун трехлетней годовщины российско-грузинского конфликта дал обширное интервью двум телеканалам и радиостанции «Эхо Москвы». Журналистки Софико Шеварднадзе и Екатерина Котрикадзе, а также главный редактор «Эха» Алексей Венедиктов уговорили президента РФ спустя три года не столько рассказать «как все было», сколько дать оценку собственным действиям в свете их международных последствий для РФ.

Для начала Дмитрий Медведев сообщил, что на встречах в 2008 году с Михаилом Саакашвили в Константиновском дворце Петербурга и в Астане, у него создалось впечатление, что с его грузинским коллегой можно договориться. «У меня …сложилось впечатление, что можно если не новую страницу открыть, то, во всяком случае, постараться найти какие-то новые, нестандартные подходы, но самое главное – регулярно общаться», – поделился президент.

Однако спустя месяц, по словам Медведева, в Грузию «зачастили, как принято говорить было в советские времена, эмиссары из-за океана». «И для меня достаточно очевидным моментом…был визит в тот период Государственного секретаря Соединённых Штатов Кондолизы Райс. После этого мой коллега просто ушёл со связи, он перестал общаться, перестал писать, перестал звонить, выходить на связь. По всей вероятности, возникли новые планы, и они были реализованы», – почти недвусмысленно заявил Медведев. Впрочем, на уточняющий вопрос журналистов, действительно ли только что глава государства заявил, что «визит Госсекретаря США – это было подталкивание Президента Саакашвили к развязыванию конфликта», Медведев пояснил свою реплику: «У меня нет точных данных, но есть почти полная уверенность».

«Соединённые Штаты – всё-таки очень крупная страна, которая возглавляется прагматичными людьми. Но в политике очень важны оттенки и нюансы… я не считаю, что американцы подталкивали грузинского руководителя к агрессии…, но я всё-таки связываю этот визит и последующие события…Для того, чтобы это сказать (сказать «был зеленый свет из Вашингтона» – прим. «НР»), нужно иметь как минимум официальные или агентурные данные. У меня их нет. Но мы все умеем анализировать. После визита Кондолизы Райс мой коллега общаться перестал. Может быть, это случайное совпадение. Но у меня есть практически полная уверенность в том, что в этот момент возник план по соответствующей авантюре, которая и случилась в августе».

Зато встречные реплики Михаила Саакашвили, которые ему напоминали журналисты, о том, что Медведев, якобы избегал Саакашвили на дипломатических встречах, и тому «стало все ясно о неизбежности войны», президент Медведев встретил раздраженно: «Чушь это всё собачья. Господин Саакашвили много чего говорит. Он вообще свою речь зачастую не контролирует». И добавил, что грузинский президент должен быть благодарен лично ему, Медведеву за то, что сохранил свою жизнь и свой пост. «Он вообще должен быть признателен мне, что в какой-то момент я просто остановил войска. Если бы они вошли в Тбилиси, то, скорее всего, в настоящий момент в Грузии был бы другой президент».