Редакция «НИ» продолжает дискуссию в рамках рубрики «Риски XXI века». Антисемитизм в нашей стране придумала интеллигенция, которая считала евреев конкурентами, утверждает в интервью «НИ» президент Российского еврейского конгресса Юрий КАННЕР. По его словам, выдумками являются и еврейский заговор, и богатство евреев, и их взаимопомощь, и влияние на российскую политику. При этом некоторых олигархов с еврейскими фамилиями другие евреи евреями не считают.
– Приближаются выборы, а на выборах традиционно разыгрывают национальную карту. Евреям достанется?
– Немножко осколки полетят. Особенность России в том, что традиционно евреи внутри нынешних границ страны не жили. Евреи жили на Украине, в Белоруссии, в Молдове, в Литве. Но в XIX веке евреи проникли в русскую интеллигенцию, которая восприняла их как конкурентов. Поэтому антисемитизмов в России два. Один – малограмотный, когда лозунги пишут с ошибками. И второй – интеллигентский, внутривидовая борьба. Антисемитами были Пушкин, Достоевский, Шолохов. Лев Толстой учил иврит, но писал, что любить евреев ему очень не хочется. Антисемитизм свойственен русской интеллигенции. Но это не значит, что все интеллигенты – антисемиты. Это все равно, что считать всех евреев жадными. Государственного антисемитизма в России нет, а прочий – во многих странах сильнее. В Норвегии после теракта заговорили, что Брейвик симпатизировал Израилю. А в Израиле, наоборот, во всем виноваты русские.
– Евреи из бывшего СССР?
– Да. Туда приехали почти полтора миллиона. Есть среди них грузинские или узбекские евреи, которые детьми уехали в Израиль и русского языка не знают. Но все равно – русские.
– Насколько опасно в Москве выйти на улицу в традиционной еврейской одежде?
– По субботам я хожу вместе с раввином на обед или на ужин. Реакция была один раз. «О, евреи идут!» – высказался прохожий. Наш, москвич, немножко выпивший. Я воспринял его реакцию как положительную: он обрадовался, что встретил евреев на московских улицах. В Нью-Йорке такой реакции не будет. Там живут больше миллиона евреев. Когда я впервые приехал в Нью-Йорк, я плохо знал английский, но зато в каждом магазине мог найти еврея в традиционной одежде, поговорить с ним на идиш, и он подсказывал, что в магазине делать.
– В Москве сможете вычислить еврея на улице?

– Могу часто ошибаться. Ассимиляция евреев началась еще при Николае I, когда десятки тысяч еврейских мальчиков насильственно крестили и отправляли в военные школы. И теперь многие россияне не знают, что у них есть еврейская кровь.
– Антисемит может оказаться с примесью еврейской крови?
– Так обычно и бывает.
– В какой мере справедливо утверждение, что тайными евреями являются многие наши правители?
– Принадлежность к еврейскому народу определяет раввинский суд. Есть пять принципов признания человека евреем. Первый – галахический: у кого мать была еврейкой. Второй – принцип Израиля, когда нужно иметь четверть еврейской крови по папе или по маме. Третий – либеральный, кто сам себя считает евреем. Четвертый – кого другие считают евреем.
– …а сам он себя при этом не считает?
– Да. Удивительная ситуация, но так бывает. И пятый принцип – кого евреи считают евреем. Причем если евреи человека евреем не считают, он им не будет, даже если рожден от матери-еврейки. Тут все сложно.
– В России по переписи – 150 тысяч евреев, а в широком смысле – миллионы?
– Про миллионы я бы не сказал, а около миллиона – да. К тому же многие евреи из Закавказья и Средней Азии выбрали Россию, а не Израиль. Видимо, не очень страдают здесь от антисемитизма. Кстати, в России проживают около ста тысяч израильтян.
– Раньше уехали, а сейчас вернулись?
– Не только. Просто приехали работать или учиться. Например, в Израиле не хватает врачей и не хватает медицинских вузов.
– Туда же десятки тысяч врачей уехали из бывшего СССР.
– Уехали. И поэтому в израильских вузах врачей готовили мало. А сегодня приехавшие выходят на пенсию, и работать некому. Много в России артистов из Израиля. Например, Леонид Каневский. Он – израильский актер, но постоянно здесь. Юлий Ким – израильтянин. Не еврей, кореец, но израильтянин. Юрий Любимов вместе с женой – израильтяне. Он тоже не еврей, но когда его лишили советского гражданства, Израиль предоставил ему гражданство по заслугам. Еще есть случаи, когда уехала пожилая семья в Израиль, потом кто-то из супругов умер, и второй супруг возвращается сюда, потому что здесь остались друзья.
– Насколько возможно возвращение евреев из Израиля в Россию?

– Массового отъезда не будет, если не будет катаклизмов. А работать и самореализовываться люди ездят во всем мире. Сегодня Россия – обычная страна, и тут трудятся много иностранцев.
– Что для уехавших когда-то из СССР родина – Россия или Израиль?
– Это надо их спрашивать. Для кого-то Россия, для кого-то – Израиль. Кто где живет. Есть люди, которые несколько раз туда-сюда переезжали. Например, актер Михаил Казаков. Уехал в Израиль. Стало плохо – вернулся в Россию. Потом стало плохо здесь, опять уехал в Израиль. Кстати, в Израиле в сфере обслуживания русских уже почти нет. Раньше, в 1990-е годы русские убирали в гостиницах, были официантами в ресторанах. А теперь выучились, и ушли в хай-тек, в политику, в армию. Преподают в университетах.
– Почему в российской элите доля евреев раз в сто выше, чем доля евреев в населении страны?
– Потому что евреи интегрировались не со всем русским народом, а с российской интеллигенцией. Доля людей с высшим образованием среди евреев – 70%. В Америке – то же самое. И там до прошлого века две трети богатств принадлежали двум группам населения – англосаксам и евреям.
– Евреи правят Америкой и, следовательно, миром?

– Ни в коем случае! Среди арабских шейхов евреев нет. Есть подозрение, что у Каддафи мама еврейка. Но уже нет Каддафи. У Саркози тоже мама еврейка. Подозревают, что Фидель Кастро из марранов (испанские евреи, принявшие христианство. – «НИ»)…