Сведения об убийстве в Ярославле имама местной мечети нигде не вызвало такого большого резонанса, как в Армении. Оно и понятно. Ведь убитый, последователь учения пророка Мухаммеда, был армянином. По крайней мере фамилия его свидетельствует именно об этом. Если российских правоохранителей интересует, кем и почему был убит Артур Манукян (на снимке), то нас еще больше волнует вопрос о том, почему он принял ислам.

Согласно сводке криминальной хроники, Артур Манукян был убит в подъезде собственного дома тремя выстрелами, совершенными из пистолета с глушителем. Последний выстрел был контрольным — в голову. О жертве преступления российская пресса сообщает лишь то, что ему 29 лет, женат, имеет пятилетнюю дочь. В Ярославле живет всего два года. Прежде проживал в Дагестане. Некоторые средства массовой информации, в частности газета “Известия”, утверждают, что Манукян не армянин, а родившийся в Армении курд. Но мне удалось выяснить, что это не так. Затрудняюсь сказать, допустимо ли называть Артура Манукяна армянином, потому что не уверен, что сам он себя таковым считал. Но то, что его отец Гагик Манукян является нашим соотечественником и даже согражданином — факт. Мать Артура, по некоторым сведениям, татарка, придерживавшаяся атеистических воззрений. Жила светская интернациональная семья в Дагестане, где и родился первенец. Ислам Артур принял сознательно уже в зрелом возрасте. Религиозное образование получил в Узбекистане в медресе Бухары. Сам себя в последние годы называл не иначе, как Абдулмаджит Хазрат. Этим именем его нарекли в Узбекистане. Абдулмаджит был весьма грамотным молодым человеком. Владел пятью языками, в том числе и армянским. Друг покойного Умар Адильханов в беседе с журналистами сообщил: “У него были основательные знания по исламу, поэтому выходцы из Дагестана, которые проживают в Ярославле и области, в 2009 году пригласили его сюда”. Верообращенный армянин был назначен имамом ярославской мечети. Одновременно преподавал в действующей при медресе школе. По словам Адильханова, “он собирался подготовить 50 учителей ислама для ярославских школ”.

В интернет-форумах не утихают споры: “Как же так? Армянин и вдруг мусульманин”. Следует заметить, что в России немало мусульман, имеющих армянское происхождение. (Затрудняюсь называть их армянами, хотя и не утверждаю обратное.) Разделить их стоит на две группы. Первая — выходцы их западноармянской провинции Амшен, часть населения которой еще в начале XIX века начала принимать ислам. Сами себя исламизированные амшенцы, говорящие на диалекте армянского языка, называют хемшилами, или хомшеци. В Россию они переселились лет 15-20 назад. Судьба у них была непростая. В начале прошлого века турки изгнали их из родных мест, и они переселились в Аджарию. Оттуда в 1944 году их депортировал Сталин, якобы из-за симпатий к фашистам и пособничавшим им туркам. Амшенских мусульман выслали в Киргизию и Казахстан. В начале 90-х после ферганских событий хемшилов стали снова выгонять. Новое пристанище они нашли в Краснодарском крае, откуда стали распространяться по всей России. Хемшилы не являются фанатично верующими, но среди них есть немало служителей культа. Известно, в частности, что хемшилами являются имамы, служащие в мечетях Северной Осетии и Пензы. В последние годы заметен весьма интересный процесс сближения и интеграции хемшилов и амшенских армян, сохранивших верность апостольской вере. В Апшеронском и Белореченском районах Краснодарского края они живут бок о бок. Хемшилские шейхи давно уже закрывают глаза на то, что молодые люди их общины женятся на армянках и выдают за армян замуж своих дочерей. В Апшеронске я был гостем духовного лидера хемшилов Хасана Салыха и заметил, что он даже косвенно поощряет этот процесс. С аксакалом я говорил на родном языке.

Если процесс верообращения амшенских армян вполне объясним и в некотором смысле даже понятен, то этого никак нельзя сказать о представителях второй группы исповедующих ислам армян. Речь о выходцах из Армении, которые приняли учения Мухаммеда не под угрозой физического уничтожения, а вполне добровольно и сознательно. Об этом не принято говорить вслух, но бесспорным фактом является то, что в Москве, Сочи и Краснодаре есть десятки, а то и сотни наших бывших сограждан, объединенных в мусульманские общины. Они продолжают считать себя армянами, а некоторые из них все еще говорят между собой на армянском. Есть подобные сведения и относительно Санкт-Петербурга, Махачкалы и Майкопа. Имам Лазаревского района города Сочи Умар Нибо подтвердил сведения о том, что среди прихожан его мечети есть немало наших соотечественников. “В нашем регионе русские и армяне приходят к исламу намного активнее, чем этнические мусульмане. Они особенно предрасположены к восприятию веры и религиозных знаний”, — сказал имам в интервью информационно-аналитическому агентству “НатПресс”. По словам Умара Нибо, “в мечеть поселка Головинка Лазаревского района на пятничную молитву приходит немало армян”. Верообращенные российские армяне ищут и находят друг друга посредством сайтов и форумов в интернете. Взяв грех на душу, я и сам вступил в переписку с сошедшей с пути истинного бывшей ереванкой, дабы выяснить некоторые подробности. Но, заподозрив неладное, ставшая правоверной мусульманкой Анаид отказалась знакомить меня с духовным лидером своей общины. От нее успел лишь узнать, что в Москве есть не меньше пятнадцати семей выходцев из Армении, которые объединены в мусульманскую общину. Причем далеко не все они являются представителями смешанных семей. Есть среди них и семьи, в которых армянами являются оба супруга.