Глава Генштаба Российской армии генерал Николай Макаров в четверг выступил в Общественной палате с рядом довольно громких заявлений. Он напугал перспективой масштабной ядерной войны у границ с Россией, рассказал, как армию спасли от острейшей нехватки вооружений, все равно посетовав при этом на отставание отечественных образцов от западных аналогов, а также объявил, что призывать в Вооруженные силы сейчас практически некого. В совокупности эти признания выглядят особенно пугающе.

«После распада СССР возможность локальных вооруженных конфликтов практически по всему периметру границы резко увеличилась», — констатировал Макаров. Он не уточнил, что имеет в виду, но подчеркнул: «При определенных условиях я не исключаю, что локальные и региональные вооруженные конфликты могут перерасти в крупномасштабную войну, в том числе с применением ядерного оружия», — цитирует «Интерфакс».

При этом начальник Генштаба напомнил, что почти все страны бывшего Варшавского договора, а также прибалтийские государства, входившие в СССР, стали членами НАТО, передает Infox.ru.

Далее генерал сообщил, что, если бы не начатая несколько лет назад военная реформа, в 2014 году Российская армия осталась бы без техники и вооружений. «До 2015 года старый план, которым предусматривалось развитие, как и было, привел бы к тому, что мы по технике и вооружению в 2014 году Вооруженных сил в России бы не имели», — сказал он. Исправной и боеспособной техники и вооружения, по его словам, осталось бы менее 10%.

Говоря о многострадальном гособоронзаказе (ГОЗ), который, несмотря ни на какие реформы, не первый год срывался, Макаров заверил, что Минобороны сумело «продавить» поставщиков, с которыми «бодались» до последнего из-за высоких цен на продукцию. В частности, похвалился он, ведомство сумело на своих условиях подписать договор с Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК).

«Председатель правительства (Владимир Путин) нажал, и мы подписали все контракты по условиям Министерства обороны, а не на условиях, которые выдвигали те люди, которые были заинтересованы в другом», — пояснил глава Генштаба. Он отверг обвинения в том, что военное ведомство затягивает с заключением контрактов с производителями. По его словам, прессу и общественность будоражат некие люди, которым «текло в карманы и вдруг перестало течь».

По словам Макарова, за срыв ГОЗ в этом году Минобороны взыскало с предприятий около 9 миллиардов рублей и «пустили их в госбюджет». Он сказал, что оборонной промышленности поставлен ультиматум: за просрочку в поставках вооружения и военной техники с них будут взыскиваться санкции. «Не сделал вовремя — плати деньги и отдавай их народу», — цитирует его агентство.

Более того, оборонную промышленность, по словам Макарова, так «простимулировали», что теперь требуют отдачи в виде вариантов новой бронетехники. «Думаю, на следующий год увидим новый танк, новый БТР и новую БМП. К этому есть все условия», — заявил он.

Отечественная техника «заранее ставит армию в проигрышное положение»

Генерал пообещал, что Минобороны при заключении гособоронзаказа и в дальнейшем будет жестко настаивать на снижении цен на продукцию оборонных предприятий. Он не преминул при этом раскритиковать ее качество, заявив, что некоторые отечественные образцы техники и вооружений «заранее ставят армию РФ в проигрышное положение».

«Берем танк Т-90, о котором много говорилось, много писалось, и — израильский «Меркава». Сравните его систему поражения и нашего танка. Я уж молчу о танке Т-72 и всех остальных. Наш танк (Т-90) также не предусматривает противоминную защиту», — посетовал Николай Макаров. «Берем нашу артиллерию, — продолжил он. — Везде у иностранных армий есть высокоточные боеприпасы, и дальность поражения у них выше».

Начальник Генштаба заявил, что Минобороны будет закупать только то вооружение, которое отвечает лучшим мировым стандартам. Он также отметил, что срок работы зарубежных космических спутников военного назначения сегодня составляет 15 лет, а российских — 3-5 лет. «Мы должны в пять раз больше спутников выпускать, минимальная цена которых — 6-8 миллиардов рублей. Да где же мы эти деньги возьмем, в конце концов?» — возмутился начальник Генштаба.

(Прим. ред.: Здесь будет нелишним напомнить, что в проекте федерального бюджета на 2012-2014 годы заложены колоссальные расходы на оборону и безопасность, эксперты даже называют его «военно-охранительным». Они указывают, что большинство этих статей бюджета засекречено, поэтому их практически невозможно проконтролировать. Военные ассигнования раздуваются даже несмотря на то, что сами власти признают неэффективность их растраты. Замдиректора Института мировой экономики и международных отношений Евгений Гонтмахер, который вместе с другими экономистами анализировал бюджет, назвал российский оборонный комплекс «черной дырой, которая высасывает огромное количество денег»).