ACAB

По словам осведомленного источника, проблема влияния криминального мира на подростков и особенно на воспитанников детдомов актуальна для многих регионов: «В Забайкалье она просто вышла на поверхность за счет свидетелей и волонтеров, но обстановка там не хуже, чем в любом субъекте Федерации, где много мест лишения свободы».

Движение АУЕ имеет советские корни и более распространено среди трудных подростков в Сибири и на Дальнем Востоке. Воровские понятия и блатная романтика сильнее проникают в повседневную жизнь из-за того, что процент носителей этих традиций здесь выше, чем в других регионах. А новые веяния и модные течения проникают сюда крайне медленно ввиду удаленности от центра. В западных регионах уркаганская культура практически сошла на нет, сменившись новым контркультурным явлением — ACAB (от английского All Cops Are Bastards, в переводе «Все копы — ублюдки»). Как движение скинхедов и футбольных хулиганов, лозунг ACAB пришел в Россию из Великобритании.

Символику ACAB, как и АУЕ, используют для обозначения ненависти к правоохранительным структурам. При этом британская аббревиатура не предполагает уважения к воровским традициям и уголовным авторитетам.

«В экономически более развитых регионах, где у подростков есть возможность реализовать свои амбиции, самостоятельно заработать и потратить деньги с учетом личных интересов, хулиганские группировки уже не имеют такого влияния, — рассказал «Ленте.ру» криминальный психолог Виктор Воротынцев. — Это как клуб по интересам, где можно провести свободное время, если нечем заняться. А там, где выжить в одиночку практически невозможно, ребята сбиваются в настоящие стаи. Эти группы имеют жесткую иерархию и строгие правила. Общаки, которые они собирают, — единственный ресурс, на который можно рассчитывать в экстренном случае. И чудовищная игра в «блатных» и «опущенных» становится для них частью общего досуга, задача которого — укрепить коллектив и уничтожить личность. Такой вот тимбилдинг».

В ноябре 2014-го в забайкальском городе Борзя сотрудники ГИБДД после погони остановили нарушителя ПДД. Автомобиль принадлежал выпускнику детдома, у которого, как оказалось, был приличный счет в банке. А за рулем находился мужчина, отсидевший срок за убийство.

Бывший зэк быстро скрылся с места происшествия. А автомобиль и сотрудников полиции окружили восемь подростков. Во время составления протокола один из них демонстративно порезал себе руку стеклом и начал брызгать кровью на машину ГИБДД. Его примеру последовали остальные.

Мастер производственного обучения одного из читинских ПТУ Елена Киселева рассказала порталу «Чита.ру», что за 20 лет работы она впервые столкнулась с такой ненавистью подростков к полиции.

«Набранные в этом году вообще не учатся, — говорит Киселева. — Все они выпускники детских домов и коррекционных школ. Многие не окончили даже восьми классов, зато почти все судимые, некоторые неоднократно. Все придерживаются арестантских понятий и девиза «один за всех, все за одного»».

Полный репортаж про распространие АУЕ среди трудных подростков см. здесь.