Артём Есенин Широбоков

Использованный «Есенин». История российского наемника из батальона «Азов».

​Самарский скинхед, воевавший на стороне Украины, сегодня не интересует никого, кроме Интерпола и Следственного Комитета России.

Уголовное дело о наемничестве впервые направлено в суд Следственным комитетом РФ, обвинение предъявлено гражданину России Артему Широбокову, который воевал в составе батальона «Азов» (запрещен в РФ) в Донбассе.

Как сообщают в ведомстве, россиянину заочно выдвинуто обвинение по статье «Участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях». На данный момент расследование дела завершено, материалы направлены в суд для рассмотрения по существу.

Отмечается, что это первое заочно направленное в суд уголовное дело по обвинению в наемничестве в практике Следственного комитета РФ. По данным СК РФ в настоящее время россиянин находится на территории Украины.

Заочное обвинение

По данным следствия, Широбоков выехал на Украину еще в начале 2014 года. Являясь приверженцем радикальных националистических взглядов, он вступил в ряды запрещенной в РФ организации и в ее составе до начала мая 2014 года принимал активное участие в антиправительственных и националистических акциях, проводимых в Киеве, Харькове и других городах Украины.

В дальнейшем Широбоков добровольно вступил в состав батальона «Азов» и прошел специальную подготовку, научившись обращению с огнестрельным оружием, взрывчатыми веществами и получив необходимые знания о военной стратегии и тактике. В 2014 и 2015 годах россиянин совместно с другими бойцами указанного подразделения принимал участие в боевых действиях на территории юго-востока Украины против сил народного ополчения самопровозглашённой Донецкой народной республики. Выполняя приказы командиров батальона, Широбоков вел стрельбу из автоматического огнестрельного оружия по ополченцам ДНР и мирному населению. За участие в боевых действиях в качестве наемника он получал материальное вознаграждение.

Широбокову заочно предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 359 УК РФ (участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях). В настоящее время он продолжает скрываться на Украине. Однако действующее законодательство допускает рассмотрение дела по существу и вынесение приговора заочно.

Самарский скинхед из сферы общепита

Медийной персоной Артем Широбоков стал летом 2014 года. Сначала его в интервью представляли просто как «студента из Самары, поддержавшего Майдан и воюющего с сепаратистами на стороне Украины». Но позднее в большом материале украинского канала ТСН он предстал с открытым лицом, где назвал свою кличку и позывной — «Есенин».

В родной Самаре его сразу узнали многие — Артем Широбоков, 20 лет от роду, кличку «Есенин» получил еще в среде местных скинхедов.

Учился он в школе № 2 Промышленного района Самары, затем являлся студентом-заочником Международного института рынка. Как говорил сам Широбоков в одном из первых интервью на Украине, «учился и работал в сфере общепита».

Судя по всему, серьезных проблем с правоохранительными органами России Широбоков до 2014 года не имел. Срочную службу в армии не проходил — по собственному признанию, от нее «косил».

На Украине появился в феврале 2014 года, чтобы, как говорит сам, «помочь братьям-украинцам».

Каким именно «братьям» собирался помогать Широбоков, становится ясно из его собственных слов. Придя на Майдан, молодой человек присоединился к крайне правой группировке «Патриот Украины».

«Стал одним из первых бойцов, как сравнительно давний активист»

«Я жил в расположении силового крыла движения “Социал-Национальная Ассамблея”, участвовал во всех ее акциях. После выхода из тюрьмы лидера СНА Андрея Билецкого и разгара сепаратистских настроений на востоке Украины было решено создать батальон “Азов”, в который я попал 3 мая. Стал одним из первых бойцов, как сравнительно давний активист», — рассказывал Широбоков в интервью летом 2014 года.

СНА и «Патриот Украины» — это украинские нацистские группировки. То, что речь идет о нацистах, в данном случае признают даже на Западе.

Будущий командир батальона «Азов» Андрей Билецкий до переворота на Украине находился в тюрьме по обвинению в терроризме, и даже успел в январе 2014 года получить срок. Однако спустя месяц нацист-террорист был выпущен на свободу «революционерами», стремительно превратившись из преступника в героя Украины, офицера и депутата Рады. Знаменитая фраза Билецкого — «историческая миссия нашей нации в этот критический момент — возглавить мировую Белую Расу в последнем крестовом походе за её выживание. В крестовом походе против возглавляемых семитами недочеловеков».

Широбоков — «Есенин» оказался в числе первых, кого включили в списки «Азова».

Его разыскивает Интерпол

Чем занимался россиянин в подразделении? Сам он называл себя автоматчиком, по другим данным, он числился гранатометчиком.

Широбоков признавался, что в мае 2014 года «разгонял сепаратистов» в Мариуполе, потом появлялся в районе Донецка. На вопрос о том, убивал ли он людей, «Есенин» отвечать отказывается. Зато признавался, что деньги за службу в «Азове» получал, хоть суммы были «очень незначительными».

Но чем дальше, тем меньше «Есенин» откровенничал. Дело в том, что у российского наемника на службе у украинских нацистов начались серьезные проблемы.

Того, что Широбоков наговорил, и плюс к этому выкладывал в соцсетях в виде фотографий, хватило для возбуждения против него в России уголовного дела по статье «Наемничество».

Российские правоохранительные органы передали документы на розыск «Есенина» в Интерпол, и тот внес его в свою базу.

На основании этого украинские власти должны были задержать Широбокова и начать процедуру его экстрадиции.

Разумеется, выдавать России Широбокова власти Украины не стали. Однако, как сетовал он осенью 2015 года в интервью Theinsider.ua, начались проблемы. «Я элементарно не могу проехать на машине, потому что меня тормозят, проверяют документы, а я нахожусь в международном розыске. Меня везут в полицию, там допрашивают, мне приходится среди ночи вызванивать командование “Азова”, чтобы они приехали и объяснили правоохранителям, что я не преступник и депортировать меня не надо. — рассказывает «Есенин». — На поезде я тоже не могу передвигаться — у меня ведь российский паспорт. К тому же, я в Украину приехал, когда мне 20 лет исполнилось, не успел его поменять. То есть этот паспорт уже чисто формальный, он недействительный. Благо, что он у меня вообще есть, потому что больше нет абсолютно никаких документов».