38 лет назад, 22 апреля 1983 года, западногерманский журнал «Штерн» опубликовал сенсационное сообщение: в распоряжении редакции оказались дневники Адольфа Гитлера, подлинность которых подтвердили эксперты. Речь шла о 27 толстых тетрадях, записи в которых лидер немецких нацистов делал с 1932 по 1945 годы. Одновременно с публикацией в «Штерн» на языке оригинала, отрывки из дневников должны были начать выходить в свет по-английски. Британский таблоид «Санди таймс» приобрел право на их перевод за 400 000 долларов.

Сам «Штерн» выложил за дневники еще большую сумму – 9 млн. немецких марок (около 3,7 миллионов долларов). Это оказалось выгодным вложением – после публикации первого фрагмента дневниковых записей тираж журнала подскочил сразу до 300 000 экземпляров. В них Гитлер представал рационально мыслящим политиком, пекущимся о благе своего народа. Подвергая критике евреев – в первую очередь, банкиров, предпринимателей и журналистов, он не поощрял жестокость и насилие по отношению к ним. В опубликованных отрывках о многих своих арийских помощниках Гитлер отзывался гораздо резче, нежели о евреях и славянах.

Несмотря на то, что подлинность дневников подтвердили два видных историка – профессор Оксфордского университета Хью Тревор-Ропер и профессор университета Северной Каролины Герхард Вайнберг, многие специалисты продолжали испытывать сомнения по поводу сенсационной находки. Они напоминали о том, что в прошлые годы в Восточной Германии уже не раз «обнаруживались» различные документы времен Третьего рейха, но каждый раз они оказывались грубой подделкой. Даже знаменитый британский отрицатель Холокоста Дэвид Ирвинг, приложивший немало усилий для обеления имени Гитлера, с недоверием отнесся к сообщению журнала «Штерн». Он сообщил, что ему тоже предлагали купить некие дневники фюрера, однако даже из беглого ознакомления с рукописями стало ясно, что речь идет о фальшивке.

Израиль испуганно воздержался от официальных комментариев сенсационного сообщения журнала «Штерн». Депутат кнессета от партии «Авода» Шевах Вайс, переживший Холокост в оккупированной Польше, выразил глубокое сожаления в связи с публикацией дневников Гитлера. «Это является продолжением попыток некоторых историков доказать, что Катастрофа является еврейской выдумкой, — заявил он. – Подобные публикации служат интересам некоторых ближневосточных стран и движений, стремящихся изолировать Израиль на международной арене. Дневники Гитлера будут использованы ими для доказательства несостоятельности утверждений о том, что существование еврейского государства является единственным гарантом предотвращения новой Катастрофы».

Однако долго печатать дневники и радоваться росту тиражей «Штерн» и «Санди таймс» не пришлось. Уже спустя месяц экспертиза профессиональных графологов показала, что скептики оказались правы – речь вновь шла о фальшивке. Химический анализ бумаги, на которой были написаны дневники, а также чернил и искусственной кожи обложке, показал, что они была произведена уже по окончании войны. Художник Конрад Куяу и журналист Герд Хайдеман, стоявшие за «сенсационной находкой», были арестованы и преданы суду по обвинению в мошенничестве. В ходе следствия выяснилось, что первый «дневник Гитлера» Куяу собственноручно написал еще в 1975 году. На изготовление 27 тетрадей у него ушло три года. Спустя пять лет эти документы предложили купить Хайдеману, корреспонденту журнала «Штерн». Он свел Куяу со своим начальством и на протяжении двух лет служил посредником между ними. В качестве комиссионных при продаже «дневников Гитлера» Хайдеман получил 1,5 млн. марок. В ходе судебного разбирательства журналист не признал свою вину. По его словам, он был убежден в подлинности документов. А историки Хью Тревор-Рапер и Герхард Вайнерг, на которых ссылался журнал «Штерн», признали свою ошибку и объяснили вынесенное ими заключение простой поспешностью.

Борис Ентин, «Детали»