Суд освободил из-под стражи редактора газеты «Казачий взгляд» Александра Дзиковицкого, по ходатайству генерал-адъютанта Адриана Афанасьева.

Дзиковицкий – я призывов не печатал!

В городском суде Обнинска второй месяц рассматривается скандально известное дело Александра Витальевича Дзиковицкого. Издатель ежемесячной газеты «Казачий Взгляд» обвиняется в нарушении статей 280 (призывы к экстремистской деятельности), 282 (разжигание ненависти) УК РФ. Казак есаул, бывший сотрудник милиции и участник войны в Приднестровье отказывается признать инкриминируемые ему преступления. Первоначально уголовное дело против владельца газеты было возбужденно по ходатайству прокуратуры Ростовской области в рамках статьи 280, ч.1 УК РФ. Следователь СУ СК по городу Обнинску Алексей Добарин обнаружил в газете почти 20 эпизодов в материалах, опубликованных на протяжении 2008-2011 годов, попадающих, на его взгляд, под определение – экстремизм. Как рассказал нам Александр Дзиковицкий – «Дело стало неожиданностью, так как я никаких призывов не печатал, и вырезал спорные места из присылаемых в газету писем». Также редактор поставил под сомнение выводы экспертизы, явившейся основанием для обвинительного заключения. По мнению Дзиковицкого – эксперты нарушили принципы, установленные Постановлением Пленума Верховного суда от 28.06.2011 года, не допускающие органам требовать от экспертов положительных формулировок.

Выпил – в тюрьму

Первое время «Казачьим Взглядом» занимался гражданский суд, который в лице судьи Оксаны Саркисовой признал экстремистской статью, перепечатанную в газете – «Аналитический обзор современного казачьего зарубежья». После чего дело передали в ведение уголовного суда, где 19 марта судья Дмитрий Пимочкин, при поддержке государственного обвинителя Александра Рубцова, постановил – взять редактора издания под стражу. Причину такого поворота событий представитель Фемиды объяснил появлением подсудимого на судебном заседании в состоянии легкого алкогольного опьянения. Впрочем, проверять казака на наличие алкоголя в крови не стали. В ИВС города Обнинск Дзиковицкий провел 4 суток: сначала сидел один, а затем ему составил компанию разжалованный сотрудник МВД, отправившийся под стражу за прегрешения. Сокамерник, как вспоминает редактор, начал обучать его премудростям тюремной жизни – на носу у Дзиковицкого был этап в СИЗО города Калуги, где ему, – «уже приготовили „красную“ хату, где сидят только бывшие сотрудники милиции, – в камеру с блатными, таких как я, сажать нельзя».

Казаки – против

Казачество встретило арест есаула достаточно негативно, в интернете были размещены взволнованные призывы поддержать редактора – «во славу Христа». В пятницу, 23 марта, в зале суда разместились около 20 участников казачьих общественных организаций, включая делегации из Благовещенска, Приднестровья, и даже члены Союза писателей России. Появились и жители Обнинска, известные как либералы и демократы. Ситуация явно вызвала интерес в обществе Наукограда. Парадоксально, но местная казачья община «Спас» атамана Александра Лизунова воздержалась от публичной демонстрации сочувствия. Сам виновник внимания находился в «аквариуме», с несколько растерянным выражением лица, и на все реплики судьи отвечал с приставкой, — «так точно». По бокам клетки расположился усиленный конвой, и судебные приставы.

Гнев на милость

Начало заседания не предвещало смягчения позиции суда и обвинения. Председательствующий Дмитрий Пимочкин удалил Виталия Дзиковицкого, отца обвиняемого, из судебного зала за просьбу разрешить запись процесса на диктофон. В освобождении под подписку о невыезде Александру Дзиковицкому отказали, сославшись на непредсказуемое поведение и употребление спиртных напитков. Незначительной уступкой стал допуск к участию в процессе нового общественного защитника – профессионального юриста Александра Ведеркина.

Неожиданно обвиняемый огласил, читая по бумажке, ходатайство об освобождении его под личное поручительство некоего Адриана Афанасьева из Москвы. Судья Пимочкин первое время отнесся к выступлению Афанасьева, которому дали слово, с долей скептицизма, но после перечисления казачьим активистом преклонных лет регалий, решил объявить перерыв. Как представил себя Афанасьев, – «Я атаман Московского казачьего стана, казачий генерал-адъютант, координатор центрального движения Народный Собор, официальный представитель дома Романовых, ветеран войны во Вьетнаме, и заслуженный деятель российской культуры». Что самое интересное, Афанасьев сослался на фактор казачьих традиций, без изучения которых суд и обвинение не смогут беспристрастно оценить редакционную политику «КВ». Вернувшись в зал, судья Пимочкин вынес Постановление, в котором изменил меру пресечения Дзиковицкому – освободил из-под ареста под личное поручительство просителя. Следующее заседание по делу назначено на 29 марта.

Генерал-адъютант верит в суд

После завершения пятничного процесса, сторонники редактора газеты «КВ» активно комментировали происходящее. Освобождение ДЗИКОВИЦКОГО поручитель Адриан АФАНАСЬЕВ охарактеризовал как: – «Положительный и благородный факт, думаю, свершившееся поспособствует сохранению веры к суду. Что касается причины уголовного дела, я думаю, в газете действительно были некоторые небольшие нарушения. Но у казаков существует традиция – давать казакам возможность высказаться. Для нас важен разбор полетов и конструктивный диалог, к которому мы готовы». В заключение, общественный деятель добавил – «Слава богу, и его апостолу Андрею Первозванному, что мы казаки России».

Несколько другую точку зрения выразил Евгений Смирнов, есаул Амурского Казачьего войска, – «Причина уголовного дела – переиздание Дзиковицким материалов из свободных источников. Публикации признаны экстремистскими задним числом, а дело шито белыми нитками. Казаки восприняли происходящее с негодованием, и как плевок властных структур в свой адрес».

Представитель Всевеликого Войска Донского – есаул Сергей Мельницкий, атаман обнинского хуторского общества Донец, был более умеренным в оценках, – «Солидарное мнение казаков – Александр представляет не только себя, а редактора единственной в стране казачьей газеты, поэтому заслуживает поддержки за то, что казак. Плохой или хороший, – другой вопрос. Дзиковицкий – казак, взявший на себя обязательство освещать очень разношерстную палитру казачьего движения, и понятное дело, могут быть огрехи».

В заключение добавим, хотя адвокат подсудимого Александр Суранов воздержался от прогнозов, но, по мнению ряда специалистов, Александру Дзиковицкому грозит максимум условный срок.

Петр Апостолов
Источник: В Обнинске