Русские националисты уходят в регионализм и в левую идеологию

Часть 2

В то время как внимание прессы обращено на эпатажные выходки неонацистов или на попытки умеренных правых выйти в легальное политическое пространство, в стане русских националистов происходят более интересные процессы. Например: образование новых региональных организаций, демонстративно дистанцирующихся от Москвы, и активный уход в левую идеологию.

Регионалисты без сепаратизма

Регионализм – требование большей самостоятельности для провинций, достаточно новый и модный идеологический термин в правом мире. Впрочем, националисты дают ему достаточно широкое толкование: от крайнего автономизма до требований справедливо распределять бюджет. Особые надежды на регионализм возлагал Национал-демократический альянс – безынициативный, но говорливый клуб блогеров. По их мнению, Россия должна разделиться на семь республик – для большей демократизации нации и обретения неких «бюргерских» качеств.  Впрочем, идеи московских регионалистов так  и остаются идеями.

Националисты же в глубинке московский радикальный регионализм не поддерживают и экспериментируют на региональной ниве более умеренно. На фоне запрета Движения против нелегальной иммиграции, Русского общенационального союза и Славянского союза правые глубинки открывают свои, уже достаточно успешные, организации. Самые яркие примеры — движения «Рубеж Севера» (Коми), «Патриот Поморья» (в Архангельске), «Правая Вятка», которые, впрочем, плотно сотрудничают со столичными националистами. Помимо названых, с начала 2012 года набирает обороты  объединение националистов без посредничества Москвы – Национальный союз России. Одними из наиболее известных организаций, входящих в НСР, являются Национальный союз Тулы и Национальный союз Ульяновской области. За плечами их активистов множество митингов, пикетов, политических пробежек, гуманитарных акций, поддержка гражданского недовольства выборами и, как результат, полицейское преследование. Ожидается, что к общероссийскому Русскому маршу 4 ноября НСР окажется одним из основных конкурентов Партии националистов (ЭПО «Русские») и Национал-демократической партии.

Бывший участник «Русского национального единства» Виталий Горюнов раньше поддерживал Дмитрия Демушкина возглавил НСР в Туле. По его мнению, которое он высказал в интервью корреспонденту «НацАкцента», сегодня  наступило время создания националистических объединений снизу: «За двадцатилетнее существование национального движения в России, вся инициатива по построению, в частности, партий, исходила от жителей столицы. Региональные организации поддерживали и вливались в проекты, а потом москвичи делили шкуру не убитого медведя и все разваливали. Как будет сейчас, имею в виду Партию националистов и НПД,  я не берусь судить: поживем, увидим. Но имея отрицательный опыт, многие националисты из регионов поддерживают идею нового движения снизу, в регионах, без распиаренных московских лиц. Мы уже начали оформлять свою деятельность: на сегодня НСР представлены в Челябинске, Краснодаре, Симбирске и Туле, притом, это реальные, живые организации, ведущую работу не один год. Ведем переговоры о сотрудничестве еще с десятком регионов. Национальный союз России – это легальное общественно-политическое объединение. Цель – установление социально ориентированной национальной власти. Задачи – распространение национальной идеи в массы и создание структур, способных установить национальную власть». Еще один фактор, как объяснил участник НСТ, повлиявший на развитие регионального начинания: волна раздражения инертностью «автономов», занятых конспирацией, субкультурой и интернет-войной с «имперками».

Видимо, лимит доверия Москве практически исчерпан, раз впервые за всю историю русского национализма люди отважились объединяться, не спросив мнения вождей. Но если одним и важно создание организации снизу, то все равно остаются  те, кто и от таких проектов предпочитает дистанцироваться.

На юге России – в Воронеже – не первый год «акционирует» «вольная группа» без названия из полусотни националистов, занимающихся, невзирая частичное скинхед-происхождение своих участников, легальной деятельностью. По их мнению, они более чем успешны, хотя про них редко сообщают в СМИ, подчас не зная о ком писать. В прошлом году ассоциация учинила не санкционированный Русский марш и первыми вышла протестовать против данных ЦИКа о подсчете голосов. Полиция, по данным блогов, несколько раз задерживала националистов и пыталась избивать их, но те, как сообщается, просто вскрыли вены. Один из координаторов группы так видит свою деятельность: «Мы работаем на всех уровнях, есть политики, с которыми мы сотрудничаем, некоторые из них не догадываются, что человек от нас, который с ними контактирует, является представителем националистов. Так же нами охвачен бизнес и воспитание молодежи под разными ширмами. Проводим различные и многопрофильные акции – от уличных шествий до полевых сборов. Пока не доходило до идентификации через название, возможно, в силу меняющегося политического градуса в стране мы это сделаем. Раньше не заморачивались с вопросом, — не видели смысла, оказались бы под прямым прицелом репрессивной системы». В Германии, кстати, есть  похожее движение «Вольных националистов», или городских землячеств, работающих без центра.

Справа налево

Идеологический дрейф правых в сторону от консерватизма наблюдался всегда, но развивался скачками, и отчасти сошел на нет с уходом наиболее динамичных личностей в НБП. Основным направлением трансформации были развитие национал-социализма, раскол с «патриотами», отказ от пещерного антисемитизма, обусловленные пониманиям, что в обществе востребован не «Домострой», а демократия и решение остросоциальных проблем.  Идеологическую нишу демократии в широком смысле, без левого уклона, сегодня занимают нацдемы – реальные, но малочисленные: НДП, в которую вошли  Русский гражданский союз и Русское общественное движение, а также виртуальный НДА. Есть  и более настроенные  на социальные идеи и замахивающиеся на классовый подход: новомодные националистические течения русских социалистов, неонародников и национал-анархистов. Корнями они уходят в движении автономных националистов (автономов), субкультурном явлении расцветшем на фоне упадка скинхедов в 2009-2010 годах.