Картинка из ЖЖ nomina-obscura.

Вдогонку история про русского спортсмена из Кахастана Павла Новикова, которого сделали инвалидом в красноярском СИЗО-1.

С каждым днем обращений от родственников заключенных и самих находящихся под стражей становится все больше и больше. Опытные правозащитники сразу могут отличить «выдумку» и попытку влияния на администрацию колонии от настоящей трагедии. К сожалению, на эту историю успешного в прошлом казахстанского спортсмена русского происхождения Павла Новикова, гражданина республики Казахстан, переехавшего в российский город Красноярск для того, чтобы развивать свою строительную фирму, и быть рядом с любимой женщиной, а впоследствии оказавшегося под следствием вместе со своим лучшим другом, сначала никто не обратил внимание. Ни члены Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Красноярского края, ни Прокуратура и Следственный комитет, все время отказывающие в возбуждении уголовных дел по многочисленным фактам злоупотреблений и пыток, применявшихся к подозреваемому в преступлении. И только сейчас стало очевидно, что ситуация вышла из-под контроля.

Вчера на ящик моей электронной почты пришло письмо от Галины Новиковой. Ее тридцатилетний сын Павел Новиков находился под стражей в СИЗО-1 города Красноярск в течение последних 2,5 лет. Сухая констатация факта: до этого парень был абсолютно здоровым. Каратист, в прошлом неоднократный призер соревнований в республике Казахстан. Сейчас — инвалид! В анамнезе — эпилепсия в результате закрытой черепно-мозговой травмы, отслойка сетчатки глаз, подозрение на туберкулез…

Связалась с Галиной Новиковой по телефону. Вот что она рассказала: «В 2009 году мой сын уехал работать в Красноярск со своим другом Гаясом Гельдыевым, открыл там свое дело, все шло хорошо, у него появилась любимая девушка… А через пол года он пропал без вести — ни звонка, ни письма, ни весточки. И наконец-то пришло письмо, от совершенно неизвестных мне людей, что мой сын находится в Красноярском СИЗО-1, он обвиняется в изготовлении и торговли наркотиков в крупных размерах.

Позже мы выяснили некоторые обстоятельства дела. По словам очевидцев, началось все с того, что его задержали оперативники около подъезда дома, где он проживал, после сильнейшего избиения ему подкинули коробочку анаши и заставили написать заявление, что он сам ее выдал.

Потом арестовали и друга Гаяса Гельдыева. Увезли их в СИЗО, где не сообщая родственникам, продержали полтора года до начала судов, издеваясь и выбивая нужные показания. На первом суде Гаяс Гельдыев дал показания против моего сына, до второго суда он не дожил, «срочно» скончавшись от туберкулеза. Набитый опилками труп отдали матери для похорон. Ему было всего 24 года…».

Сейчас Павла этапировали в Казахстан для проведения следственных действий. Во время нахождения Павла в СИЗО Астаны матери стала известна вся правда о состоянии здоровья ее сына. Пройдена масса обследований, получен десяток результатов экспертиз. «Я боюсь, что, если мой сын снова вернется в Россию и будет отбывать наказание там,
его просто убьют», — говорит она. Опасаясь такого исхода, родственники написали ходатайства во все компетентные органы Казахстана и России для того, чтобы Новикову позволили отбывать наказание у себя на Родине — в Казахстане, но на все запросы был получен отказ.

С 13 июля Павел, доведенный до отчаяния, «сидит» на голодовке. Его официальные требования — конфиденциальная встреча с представителем Департамента международного сотрудничества республики Казахстан, чтобы ему позволили отбывать наказание в Казахстане. Но она пока не состоялась. Тем временем, адвокат Новикова Екатерина Штромбергер подала жалобу в Страсбургский суд.

Оксана ТРУФАНОВА, ИПЦ <<Русский вердикт>>, Новости МВД

Связь с матерью заключенного:
Казахстан, г.Алматы, +7 777 236 12 75, Галина Новикова, novikova.gv@list.ru