Общим для всех племен кельтов, обитавших на островах и на материке, было то, что женщины в них сражались наравне с мужчинами. Довольно часто семьи одного племени посылали своих детей в услужение знатному правителю другого пле­мени, где они вырастали и оставались навсегда. Это укрепляло связь между племенами и позволя­ло избежать многих неприятных явлений, например кровной мести.

Часто воинскому ремеслу моло­дых людей обучали женщины-вои­ны, а не ветераны племени, посколь­ку у них были свои обязанности. Кроме того, именно роль учителя, наставника была одной из главных ролей женщины-воина в обществен­ном устройстве кельтов. Доказа­тельством этому могут послужить легенды, которые упоминают о том, как ирландский герой Качалэйн (Сиchulainn) совершил поход в Альбу (так в древние времена называлась Шотландия), для того чтобы на­учиться мудрости и воинским навы­кам у Скэтэч (Scathach).

Скэтэч яв­лялась одной из самых известных женщин-воинов своего времени, ее уважали и ей поклонялись, иногда даже называли богиней.

В ту эпоху воительниц было не­мало. В частности, королева Будикка (или Боадикея) из племени Айсини (Iceni) известна яростным сопротивле­нием вторжению римлян в Британию. Командуя в 61 году войском, состоявшим только из жен­щин, она брала штурмом один за другим римские гарнизоны. Их вдохновил пример Арминия, вождя германского племени херусков, в 9 году поднявшего восстание против римлян и изгнавшего их из своих земель. Кассий пишет, что перед началом восстания Боудикка гадала с помощью зайца, отпускаемого от пол платья (это указывает на то, что Боудикка была ещё и жрицей) и принесла жертвы Андрасте — богине победы, которой была посвящена.

Римлянам было тяжело воевать с кельтскими женщинами, по­скольку, в отличие от мужчин-воинов, они были свирепы и беспощадны и даже не брали пленных. Когда перевес в битве оказался на стороне Будикки и римляне начали отступать, ее войско стало пополняться и мужчинами.

Однако, по свиде­тельствам римских авторов, «среди восставших было больше женщин, чем мужчин». Одной из последних воительницы захватили и сожгли крепость Лондониум. Кстати, парадокс истории заключается в том, что, ликуя на ее руинах, кельт­ские женщины не могли и подумать, что когда-то здесь ста­раниями их потомков будет воздвигнута столица великой им­перии.

На все последующие века Будикка оставалась для британцев символом свободолюбия и мужества. В Лондоне, у башни Биг-Бен, в самом начале Вестминстер­ского моста, стоит памятник красивой женщине на колесни­це: из колесной оси торчат кривые мечи, которые крутятся на ходу и могут сильно порезать. Это и есть Будикка — пред­водительница восстания против римлян во времена Цезаря. В 1902 году сын скульптора Томаса Торникрофта подарил Лондону статую работы своего отца – Будикку с дочерьми на колеснице, которая и ныне находится рядом со зданием Британского Парламента.

Особо жестоко повстанцы наказывали женщин, которые делили ложе с врагом. По преданию, колесницу свою гордая Боадичея «украшала» головами своих врагов.

Причиной, по которой жена вождя племени Айссени, ти­хая семейная женщина, превратилась в яростную воительни­цу, была месть. Когда муж Будикки умер, она стала главой племени. Узнав об этом и желая воспользоваться моментом, римляне напали на кельтов, многих из них убили и изнаси­ловали дочерей вождя племени. Поруганная честь семьи за­ставила Будикку мстить, и она в самом разгаре войны убила почти семьдесят тысяч человек. Немудрено, что римляне ее хорошо запомнили. То, что мы знаем о легендарной британской воительнице Будикке, дошло до нас благодаря древним источникам, коими являются, главным образом, «Анналы» и «Жизнь Агриколы» Тацита и «Римская история» Дио Кассия. Летописец Дио Кассиус описал кельтскую воительницу так: «Она была женщиной крупного и крепкого сложения, с громким и жестким голосом. Масса длинных рыжих волос спадала с ее плеч до колен. На шее у нее было тяжелое золотое ожерелье. Мантия, которую она всегда носила, была скреплена брошью».

Будикка смогла сделать очень много: она сплотила не­сколько галльских племен и с их помощью в местечке неда­леко от современного Лондона разгромила целый римский гарнизон. Ее армия насчитывала 230 000 человек.

И хотя она немало позлила самодура Нерона в 60-61 гг. н.э., тягаться в военном искусстве с римлянами Будикке оказалось не по силам. Её армия потерпела в конце концов поражение, а сама она покончила с собой. Народ ее похоронил ее с почестями, но по сей день не известно место ее погребения. Когда-то считалось, что это Стоунхендж. Но есть мнение, что где-то в районе станций King’s Cross в Лондоне. Точно не известно.

Королева кельтов закончила свой жизненный путь трагич­но. Вместе со своими дочерьми она попала в окружение рим­лян, и женщины-воины предпочли убить себя, нежели по­пасть в руки врагов.

Источник: istory.oxnull.net (в оригинальный текст внесены небольшие дополнения от администрации ПН).