О́уайн Гленду́р (Оуэн Глендур, Оуэн Глендоуэр; 1349 или 1359 года — ок. 1416 года), коронованный как Оуайн IV Уэльский, был последним валлийцем, носившим титул принца Уэльского. Он был инициатором ожесточённого и длительного, но в итоге неудачного восстания против английского господства в Уэльсе.

Глендур оставил заметный след в народной культуре как Уэльса, так и Англии. Шекспир описал его в пьесе «Генрих IV» как дикого и странного человека, обуреваемого эмоциями и влекомого магией. В конце XIX века движение Cymru Fydd, воссоздала его в качестве отца валлийской национальности, в народной памяти личность Глендура приобрела в глазах общественного мнения Уэльса черты национального героя наравне с королем Артуром.

Причины восстания

Желая укрепить свою власть и сломить мощь могущественных магнатов, угрожавших трону, король Ричард II начал систематическое укрепление своей власти, которое затронуло и земли западного Уэльса. Уэльс находился в управлении сложной и запутанной системы полуавтономных феодальных государств, епископств, графств и земель, находившихся в непосредственном владении короля. Недовольные королём были уничтожены, а их земли были отобраны и частично розданы сторонникам короля. Валлийцы из самых широких слоёв населения получили посты и должности в новых королевских землях, что открывало перед ними большие жизненные перспективы. Напротив, английские магнаты были обеспокоены ростом королевской власти. Позже, с арестом и таинственной смертью короля Ричарда II, валлийцы, потерявшие прежнюю опору в его лице, выступили против этого переворота. 10 января 1400 года произошли серьёзные волнения в пограничном городе Честере, бывшие следствием казни преданного Ричарду II капитана английских лучников. На валлийской границе начались волнения.

Восстание спровоцировал длительный территориальный спор между валлийским рыцарем Оуайном Глиндуром и бароном де Греем, известным своей дурной репутацией среди валлийского населения. В 1399 году сторонник и друг короля Ричарда — Глиндур — с его помощью выиграл спор; однако после смерти короля всё изменилось, и сторонник нового короля барон Реджинальд де Грей одержал верх. Более того, де Грей преднамеренно не стал присылать Глиндуру приказ о сборе феодального ополчения для очередной военной кампании, что послужило для короля поводом обвинить Глиндура в измене. Он был лишён своих владений, а барону де Грею было приказано расправиться с «бунтовщиком». Оуайну Глиндуру не оставалось ничего другого, кроме как сопротивляться.

Первые годы

16 сентября 1400 года Оуайн начал действовать и был провозглашён принцем Уэльсским при небольшой группе его последователей, включая его старшего сына, его братьев и декана Санкт-Асафа. Само по себе это действие выглядело как революционное заявление. Сторонники Оуайна быстро распространились в северо-восточной части Уэльса. К 19 сентябрю крепость де Грея подверглась нападению и была почти разрушена. Денбиг, Рудлан, Флинт, Хаварден и Холт также подверглись атаке восставших и вскоре быстро были захвачены. 22 сентября Освестри так сильно пострадал от налёта Оуайна, что его пришлось после этого перестраивать. 24 сентября Оуайн двинулся на юг и атаковал замки в Поуисе, в том числе и Уэлшпуль. Одновременно и Тюдоры из Англси начали партизанскую войну против англичан. Тюдоры были известной семьёй в Англси и были тесно связаны с королём Ричардом II. Гвилим ап Тюдор и Рис ап Тюдор были капитанами валлийских лучников в кампании Ричарда II в Ирландии. Они быстро присягнули на верность своему двоюродному брату, Оуайну Глиндуру.

Король Генрих IV двигался на север против Шотландии, но, узнав о начинающемся восстании, быстро повернул армию и к 26 сентября был в Шрусбери и был готов для вторжения в Уэльс. Молниеносно Генрих повёл своё войско по Северному Уэльсу. В это время он постоянно подвергался преследованиям и нападениям, при плохой погоде, со стороны валлийских партизан. 15 октября он вернулся в Шрусберский замок с поредевшим войском.

В 1401 году восстание начало распространяться по всему Уэльсу. Вся северная и центральная части Уэльса стали поддерживать Оуайна. Несколько атак было совершенно на английские города, замки и поместья по всему Северу. Даже с юга из Брекона и из Гвента стали приходить отчёты о бандитизме и беззакониях со стороны группировок, называющих себя «Детьми Оуайна». Король Генрих назначил Генриха Перси — знаменитого «Хотспура», легендарного воина и могущественного графа Нортумберленда — наказать восставших. Хотспур издал амнистию в Марке, согласно которой, в случае прекращения восстания, все будут помилованы, за исключением Оуайна и его двоюродных братьев, Риса и Гвилима. Братья Тюдоры решили захватить замок Конуи. Гарнизон замка составлял всего лишь пятнадцать мечников и шестьдесят стрелков, но имели достаточные запасы продовольствия, а также прекрасное положение — окружение морем, но, в любом случае, Тюдоров было всего сорок человек. Им понадобился хитроумный план. В Страстную пятницу, которая совпала с 1 апреля — Днём всех дураков — все, кроме пяти человек из отряда, по словам Адама из Уска, автора хроники, «притворно пришли в замок в качестве рабочих плотников на своё ​​привычное место работы. Оказавшись внутри, валлийские плотники напали на двух охранников и открыли ворота — и, таким образом, обеспечили вход для повстанцев». Хотя Генри Хотспур прибыл из Денбига со 120 мечниками и 300 лучниками, он знал, что потребуется гораздо больше, чтобы вернуть замок, и вынужден был вести переговоры с Тюдорами. В результате переговоров Тюдоры также получили амнистию.

В середине июня 1401 года войска Оуайна Глиндура встретились с англичанами в Пумплоне, где и произошла битва. Оуайн и его армия из четырехсот человек расположились в нижней части долины Хиддген, в то время как им противостояли тысяча пятьсот англичан и фламандцев, настроенных против них. В той битве Оуайн сплотил свою армию, и они нанесли сокрушительный удар, убив 200 человек и взяв в плен многих из уцелевших. Ситуация была достаточно сложной и серьёзной для короля, и он начал собирать новую карательную экспедицию. На этот раз он напал через центральный Уэльс. Из Шрусбери и Херефордского замка силы Генриха IV проехали по Поуису к аббатству Страта Флорида. Цистерцианцы были известны симпатиями по отношению к Оуайну, и Генрих явился к ним с целью напомнить им об их лояльности, для предотвращения восстания и его распространения дальше на юг. После многих дней непогоды и постоянных нападений со стороны сил Оуайна, Генрих достиг аббатства. Король был не в настроении быть милосердным. После двухдневного штурма его армия частично разрушила монастырь и казнила монахов, которых подозревали в союзнических отношениях с Оуайном Глиндуром. Оуайн не собирался биться в открытую с большой королевской армией и предпочёл партизанские действия. Армия Генриха была вынуждена отступить — как и полгода назад. Солдаты насквозь промокли в результате долгих дождей. Они спали в своих доспехах, а Генрих и вовсе чуть не погиб, когда его палатка была смыта. Мокрые, голодные и унылые, англичане вернулись в замок Херефорд, так ничего и не добившись. Год закончился битвой при Тутилле 2 ноября, во время неудачной осады Оуайном замка Карнарвон.

Англичане видели, что усиление восстания неизбежно привлекает многих недовольных, сторонников свергнутого короля Ричарда II. Генрих IV был обеспокоен по поводу возможного недовольства в Чешире и ещё в большей степени взволнован новостями из Северного Уэльса. Хотспур жаловался, что он не получает достаточной поддержки со стороны короля и что репрессивная политика Генриха только усиливает восстание. Он утверждал, что переговоры и компромисс могут убедить Оуайна закончить восстание. На самом деле, ещё в 1401 году Хотспур, возможно, вёл тайные переговоры с Оуайном и с другими руководителями восстания, чтобы попытаться договориться об урегулировании происходящего. Ланкастеры нанесли ответный удар по валлийскому законодательству, с целью создания английского господства в Уэльсе. Законы были кодифицированными на общей практике и действовали на территории Уэльса и на территории Валлийской Марки на протяжении многих лет. В новом законе всем валлийцам запрещалось покупать землю в Англии, занимать любые государственные должности в Уэльсе, запрещалось носить оружие даже с целью защиты домов, валлийский ребёнок не должен был получать образование, ни один англичанин не мог быть осужден по иску от валлийца, валлийцы должны были быть строго оштрафованы, если они женятся на англичанках или если англичанин женится на валлийке, все публичные собрания отныне запрещались. Эти законы были задействованы с целью предотвращения вхождения валлийцев в состав восставших.

В январе 1402 года «старый добрый друг» Оуайна — Реджинальд де Грей — попал в засаду, устроенную Оуайном в Рутине. Оуайн держал де Грея в течение года и получил за него, от Генриха IV, выкуп в размере 10000 марок. После этого Реджинальд остался в долгу перед королём, причём де Грей поклялся Глиндуру, что больше не пойдёт против него мечом. В июне 1402 года войска Оуайна встретилось с английскими войсками под руководством сэра Эдмунда Мортимера, в Брин Глас, что в центральном Уэльсе. Армия Мортимера была разбита, а сам он попал в плен. Мортимер сообщил, что валлийских женщин начали убивать в отместку за убийства и грабежи английских солдат. Глиндур предложил выпустить Мортимера за большой выкуп, но Генрих IV отказался. Эдмунд Мортимер имел больше прав на престол, чем сам Генрих, поэтому король Англии предпочёл не выкупать родственника. В ответ на это сэр Эдмунд заключило союз с Оуайном и женился на одной из его дочерей, Катрин.

Возможно также, что Оуайн добился союза в 1402 году с Францией, так как упоминается помощь ему со стороны франко-бретонских войск. Франция решила использовать Уэльс, также как и Шотландию, в качестве тыльного союзника в войне против Англии. Французские каперы начали нападать на английские корабли в Ирландском море и стали поставлять оружие валлийцам. Французские и бретонские пираты также активно участвовали в нападениях Оуайна на англичан.

Союз с Францией и Трехстороннее соглашение

Оуайн пытался найти, помимо Франции, ещё других союзников. Хотя переговоры с Шотландией и Ирландцами не увенчались успехом, Оуайн в основным надеялся на помощь всё тех же бретонцов и Франции. Оуайн поторопился отправить Грифида Юного и Джона Ханмера во Францию, для переговоров с королём о помощи в войне против Англии. Результат переговоров сторон оказался положительным, французы пообещали помочь. Вскоре, объединённые силы валлийцев и франко-бретонцев атаковали и осадили замок Кидвелли. Затем валлийцам решили помочь шотландцы. Шотландские и французские каперы действовали вокруг Уэльса. Шотландские суда совершили налёт на английские поселения, находящихся, на полуострове Ллейн в 1400 году и 1401 году. В 1403 году Бретонская эскадра разгромила англичан в Ла-Манше, а затем опустошила Джерси, Гернси и Плимут, в то время как французы совершили высадку на острове Уайт. В 1404 они совершили набеги на побережье Англии, с валлийскими войсками на борту, подожгли Дартмут и разрушительно прошлись по Девону.

1403 год стал значимым, год, когда восстание стало поистине национальным в Уэльсе. Оуайн ударил по направлению запад — юг. Одна деревня за другой присоединялись на сторону Глиндура. Английские поместья и замки пали под натиском Оуайна, а их жители сдались. Наконец, Кармартен, одна из главных точек Англии на территории юго-западного Уэльса, был осаждён и захвачен Оуайном. Оуайн затем развернулся и атаковал Гламорган. Замок Абергавенни подвергся нападению и осаде, в результате часть стены была сожжена. Оуайн двинулся дальше на юг, вниз по долине реки Аск к побережью, сжигая Уск и захватывая замок Кардифф и замок Ньюпорт. Королевские чиновники сообщают, что все валлийские студенты, учащиеся в Оксфордском университете, покинули место учёбы и уехали в Уэльс, чтобы присоединиться к восстанию. Точно также, другие валлийские работники и ремесленники, покинули своих английских работодателей и в массовом порядке, также присоединились к Оуайну Глиндуру. Оуайн также мог положиться на опытные войска из английской армии, находящихся в военной кампании во Франции и в Шотландии. Сотни валлийских лучников и опытные люди по оружию оставили английскую службу, чтобы присоединиться к восстанию.