Этот фильм стоило выпустить в российский прокат на пару месяцев раньше. Сейчас-то что? Сейчас — солнце и бабочки, тепло и травка пробивается, а «В белом плену» — совершенно зимнее произведение

Как в «Снеге» Орхана Памука, где на каждой странице снежинки и меланхолия, здесь едва ли не каждые пять минут пурга, свистящий ветер и адский холод. С него-то все и начинается, но о природных явлениях — чуть позже. А сейчас — о более важном.

«В белом плену» — фильм о войне. Но очень необычный фильм о войне. Такой, который обязательно нужно было снять, но показ которого в преддверии Дня Победы совершенно очевидно вызовет жаркие споры и ненужные обиды.

А как еще, если герои фильма — ярые враги, в финале становящиеся лучшими друзьями?

Впрочем, лучше обо всем по порядку.

Петтер Несс — не самый известный норвежский режиссер, однако именно он однажды потряс воображение публики, сняв в 2001 году душещипательную комедийную драму «Эллинг», рассказывающую невероятно трогательную историю пару лет проведшего в психиатрической клинике героя, теперь предпринимающего попытку социализироваться. Это, кстати, особенно актуальная история именно для России, где к любым «иным» априори относятся с большим подозрением.

И вот — словно специально для нашей страны — Несс вновь выпускает кино.

Итак, Норвегия. Лютая зима. Воздушный бой, которые ведут два экипажа — британский и немецкий. Оба самолета подбиты и падают. Куда? Куда-то в снег, что и спасает практически всех участников этой истории.

И вот уже, словно в школьной задачке, заплутавшие в пурге люди (одни — из пункта А, другие — из пункта Б) медленно бредут навстречу друг другу, чтобы практически одновременно наткнуться на затерянную в белом безмолвии посреди гор крошечную охотничью хижину.

Что происходит дальше, несложно угадать. Все хватаются за оружие, все говорят громкие слова, все готовы перегрызть друг другу глотки, но… Умирать-то не хочется никому. Тем более здесь.

И вот уже вся компания в хижине.

Побеждает ведь тот, кого больше? А больше немцев. Поэтому британцы становятся пленными. А потом побеждают те, кто умнее. А умнее британцы, так что скоро в плену оказываются их противники. А потом — снова немцы. И снова британцы. И так до бесконечности, пока и тем, и другим, не приходит в голову мысль, что все их действия — полный абсурд, что они уже не враги, а товарищи по несчастью, а для спасения нужно найти общий язык, а не спорить до одурения о Гитлере, колониальной политике и качестве немецких автомобилей.

Общий язык. Именно он в конечном итоге и дает понять всем этим солдатам и офицерам, что тот, в ком ты привык видеть врага, прежде всего человек. И вот уже выясняется, что громила с суровой рожей мечтает стать художником, а у этого — невеста, а у того — жуткая неуверенность в себе.

Э-ге-ге, все эти парни — уже почти что друзья!

Хотя, почему «почти что»? Друзья, как известно, познаются в беде, а вся компания в беде по самое горло.

«В белом плену» — фильм про войну, но один из самых антивоенных фильмов последнего времени. Он, в общем-то, про то, что прежде, чем бить друг другу морды, стоит получше познакомиться. А там, глядишь, и надобность в драке отпадет.

Этот фильм — про ломку стереотипов, согласно которым враг — обязательно сволочь и людоед, разговор с которым должен быть максимально коротким: не дольше, чем летит пущенная вами в него пуля. Этот фильм про то, что враг не бывает один: потому что второй враг — это вы сами…

«В белом плену» завершается титрами, рассказывающими, что вся эта история произошла на самом деле и что не все ее герои дожили до конца войны. Но вот эти двое — командиры экипажей — остались живы. А после, в конце 40-х, нашли друг друга. Немец приехал в Лондон и встретил с британцем Рождество. И все это — не художественный вымысел.

Как ни банально, но дружба действительно победила.

Примут ли такую дружбу российские зрители — большой вопрос. Хотя, конечно, верить в это хочется, ибо, как говорил персонаж фильма «Курьер», это и есть гуманистические идеалы человечества.

РБК-Стиль