Казаки перед патрулированием
Казачьи патрули присоединяются к полиции, что усиливает этническую напряженность на юге страны.

Недавно поздно вечером рядом с полицейским управлением Ставрополя священник в пурпурной шапке и в накидке золотого цвета подходил поочередно к стоящим перед ним мужчинам, предлагал им поцеловать крест и окроплял их лица святой водой. Так началась очередная ночь дежурства с целью осуществления контроля за соблюдением закона с участием казаков — свирепых всадников, когда-то охранявших границы Российской империи. Сейчас они присоединились к полицейскому патрулю в этом южном российском городе.

В своей третий срок президент Владимир Путин предложил четкий новый вектор: пропаганду консервативной, националистической идеологии. Казаки появились как своего рода талисман, они пользуются растущей финансовой и политической поддержкой.

Кремль глубоко погружается в историю: казаки почитались в России за смелость и древний кодекс чести, как ковбои в Америке или самураи в Японии. Однако их наследие связано с проявлениями самоуправного насилия, включая кампании против турок, евреев и мусульманских горцев.

Сегодня люди в казачьей форме эффектно появляются в разных частях России, и объектами их повышенного внимания становятся художественные выставки, музеи, театры. При этом они выступают как знаменосцы возрождающейся церкви.

Но здесь, на южном фланге России, возрождение казачества означает нечто большее. Региональные лидеры предоставляют им все большую роль в поддержании правопорядка, в некоторых случаях их открыто просят препятствовать притоку представителей национальных меньшинств, преимущественно мусульман с Кавказа, на территорию, где в течение долгого времени доминирующее положение занимали православные славяне.

«Мы жили рядом с ними, иногда мы с ними воевали, и мы, конечно, лучше их понимаем, чем русские из Москвы, — говорит Вадим Стадников, глава отдела безопасности Терского казачьего войска, кабинет которого украшает портрет царя Николая II. — Они здесь уважают силу».

«С полицией короткий разговор: «Вы совершили преступление. Вот наказание», — говорит есаул Стадников.

После привлечения казаков, по его словам, «наблюдается профилактический эффект, нечто вроде образования».

Есаул Стадников продолжает: «Они сюда приехали. Возьмите, к примеру, вот эту группу молодых людей. Объясните им традиции православных славян, казаков города Ставрополя. Расскажите им о наших правилах. Как мы здесь живем».

Серия случаев с применением насилия подчеркивает наличие проблем в этой взрывоопасной и хорошо вооруженной части России. Две недели назад казачий атаман был смертельно ранен при попытке арестовать пьяного человека, взявшего заложников в соседнем Краснодарском крае. На похоронах атамана казаки в малиновых одеждах с кожаными плетками и саблями шли за лошадью без всадника, как в 16-м веке.

После этого один высокопоставленный чиновник отметил, что государство должно разрешить казачьим патрулям ношение «травматических пистолетов», нелетального оружия, способного причинить серьезное ранение с близкого расстояния, и это предложение было утверждено губернаторами Краснодарского края и Ставрополья.

«Некоторые правозащитники, некоторые недоброжелатели много говорят о том, нужно это или не нужно, — отметил Николай Долуба, атаман регионального казачьего войска и заместитель губернатора, в интервью российскому телевидению. — Подобное ужасное, пугающее событие подчеркивает тот факт, что это необходимо».

Историки до сих пор спорят о том, кем были казаки — потомками беглых рабов или татарскими воинами, этнической группой со своими собственными правами или кастой всадников. Они сыграли ключевую роль в колонизации юга Российской империи, а позднее подавляли восстания крестьян и рабочих, защищая царя.

Большевики почти уничтожили казаков и депортировали их десятками тысяч. Однако образ казака, дикого и свободного, был постоянной частью русского воображения.

Действие классической повести Льва Толстого «Казаки» разворачивается недалеко от современного Ставрополя, где река Терек разделяет населенные мусульманами горы от казачьих степей. В одной из сцен, изучавшейся многими поколениями школьников, молодой казак замечает чеченца, плывущего по Тереку и спрятавшегося за бревном, и убивает его.

Понятие об этнической разделительной линии до сих пор многими принимается, хотя оно и противоречит данным демографии. Мусульманские этнические группы на Кавказе имеют более высокий уровень рождаемости, а русские покидают степи. Около 81% жителей Ставрополья являются этническими русскими, однако их доля сокращается уже на протяжении десятилетий. Такие данные приводит Международная кризисная группа (International Crisis Group) – некоммерческая организация, занимающаяся разрешением конфликтов.

Подобного рода быстрые изменения беспокоят этнических русских на Ставрополье, которые иногда называют приезжих «пастухами». 42-летний Геннадий Ганопенко рассказал о том, что он вырос в городе настольно однородном по своему составу, что «сам звук нерусской речи уже был основанием для драки».

«Раньше это были ворота на Кавказ, — отметил он. — Мы открыли эти ворота, а затем они слетели с петель».

Возрожденное казачество пытается замедлить эту тенденцию. Прошлым летом Александр Ткачев, губернатор Краснодарского края, расположенного к западу от Ставрополья, обратил внимание своих соседей на то, что там поселилось слишком много мусульман, и поэтому русские перестали чувствовать себя, как дома. Этот регион, добавил он, больше не выполняет свою традиционную функцию этнического «фильтра».

Для борьбы с нелегальной миграцией он объявил о создании казачьих патрулей в количестве 1000 человек, которым будет выплачиваться зарплата и которые, как он объяснил в своей речи перед представителями правоохранительных органов, не будут в той же мере ограничены законом, как полицейские. Он выразился следующим образом: «То, что вы не сможете сделать, сделает казак».