Влияние государства на СМИ более всего сказывается на работе телевидения. Предвзятое и необъективное освещение событий постепенно ведет к негативному маркированию ТВ идейно самостоятельными людьми самых различных взглядов. Отсутствие альтернативных платформ, грубая лакировка действительности и вытеснение всей несистемной оппозиции в интерактивное пространство привели потребителей информации к разделению на две аудитории: телевизионную и сетевую.

Первая даже в своем молодежном сегменте традиционно ориентирована на советские паттерны сознания. Ее численность определяется балансом двух факторов: отсутствием оперативной обратной связи и невозможностью полноценного диалога (сокращение аудитории) и развитием масс-культуры потребления, которая снижает культурные запросы и увеличивает количество телезрителей, формируя их по шаблону.

Вторая, — быстро растущая интернет-среда становится местом концентрации несистемной общественной активности, комбинируя доступ к разнообразной информации с общением онлайн.

Социологическое исследование «Ментальность российской молодежи: политические ориентиры и кумиры», проведенное «Лабораторией Крыштановской» в декабре 2012 — феврале 2013 г. показало, что большая часть опрошенных — члены различных сетевых групп, в которых они находят понимание, единомышленников и друзей. Такие сообщества остаются виртуальными, пока что-то (или кто-то) не мобилизует их на выход в реал, и являются потенциальной базой для групповых/массовых действий. Войдя в контакт с молодежной группой, поняв ее интересы, опытный политик может направлять ее идеологически и мобилизовать сообщество в своих интересах .

Наш обзор посвящен сетевому русскому национализму. Полем стал наиболее популярный в России сайт – социальная сеть «ВКонтакте». По данным на февраль 2013 года ее ежедневная аудитория составляет более 43 миллионов человек. Исследование ограничено лишь наиболее заметными явлениями и трендами сетевого русского национализма.

1. Наиболее ярким событием последнего времени стало появление в сети год назад паблика Спутник и Погром (36 тыс. подписчиков), основавшего бренд «интеллектуальный национализм». Политическим ориентиром сообщества является великорусский шовинизм в новаторском сочетании с гламуром. Свой запоминающийся стиль, отличный дизайн, хорошие разнообразные тексты, качественные переводы серьезной зарубежной периодики и внутренний драйв сделали СиП ярким образцом для подражания в «новых медиа». Агрессивная напористость и отсутствие политкорректности вызывают отклик в первую очередь среди молодежи, уставшей от предельно обтекаемых формулировок и призывов к консенсусу.

Русский национализм Спутника и Погрома надэтничен и носит скорее имперский характер. Он включает: политическое измерение (построение демократического русского национального государства), социальное (общеобязательные нормы поведения диктует национальный менталитет), экономическое (обращение к русскому бизнесу и его перспективам в национальном государстве) и культурное (русская творческая мысль как часть европейской традиции).

«Эффект сплочения не возникает самопроизвольно… Чтобы его вызвать и соответствующим образом направить, в общности должны быть люди или организации, способные выработать и осуществить целевую программу … по превращению культурного фактора в мобилизующую силу» – пишет С.Г. Кара-Мурза . Именно в этом видит свою задачу СиП, продвигая в сети «национализм премиум-класса».

Наибольшие нарекания от читателей паблик получает по двум поводам: шовинистические выпады в отношении Украины и нескрываемая ненависть к советскому человеку — «трудящемуся». Последнее достойно особого разбора, так как разделение русских и советских является сейчас одной из наиболее обсуждаемых тем в национальном движении.

2. Формирующееся в сетях преобладающее мнение по этому поводу можно изложить так:
Построение нации инициируется элитами и базируется на классическом периоде национальной истории, для старой России это конец XVIII — первая половина XIX веков. К 1917 г. «нацбилдинг сверху» не успел сформировать массовую культуру и вписать в русскую нацию крестьянство и пролетариат — миллионы этнически русских, не имеющих представления о своем классическом периоде. По этой линии Россия раскололась и исчезла, формирование нации остановилось. Советский Союз, успешный реставратор и конструктор национальностей для инородцев, для русских создал новую – советскую идентичность, использовав синтетические «национальные ценности» на базе большевизма.

Одна из них – многонациональность, ставшая сейчас основополагающим принципом РФ. Мощные инструменты социализации – войны, индустриализация, коллективизация, террор – привели к частичному успеху создания новой общности, к советизации русского народа в горниле лишений 1929-1953 гг. Это время стало классическим периодом национальной истории СССР. Маркером, своего рода «шибболетом» для различения русских и советских в сети служит вопрос «Когда был золотой век в истории вашей страны?». Не случайно в Российской Федерации, усеянной различными мемориалами, посвященными событиям ХХ века, нет ни одного значительного памятника солдатам Первой мировой войны, защищавшим Российскую империю в последние годы ее существования (1914-1917). Это результат невостребованности «старых смыслов» все еще советским обществом, отчужденности от корней, отсутствии исторической преемственности.

Сталинизм – это идентификационная катастрофа русского народа, водораздел меж русскими и советскими. Споры вокруг него будут продолжаться, пока этот цивилизационный разлом актуален. Современный курс государства на создание российской нации не беспочвен, имеет прецедент и субстрат – массу советских людей. Проблема в инструментах ресоветизации. Самые действенные и жуткие инструменты сталинизма пока не применяются. Из идеологических инструментов лучше всего работает культ Победы, но вечно эксплуатировать его нельзя, поэтому выбрана концепция евразийства (придающая победе некий новый смысл). Советское «телевизионное» сообщество с грехом пополам воспроизводится, но о его серьезном расширении говорить еще нельзя. Миграция миллионов потенциальных россиян и телезрителей сегодня работает скорее против конструкта «российской нации», вызывая рост ксенофобии.

3. В деле формирования нового образа русского националиста первыми, безусловно, были национал-демократы, предпринявшие ряд попыток создать цивилизованную националистическую партию европейского типа, отказавшись от любых стигматизирующих в глазах «международного сообщества» ассоциаций с неонацизмом и провозгласив демократию несомненной ценностью. Подобные партии в Европе почти повсеместно добиваются определенных политических успехов благодаря антимигрантской риторике. ВКонтакте национал-демократы представлены множеством сообществ, наиболее крупные — Национально-демократическая партия (5,5 тыс. участников) и Русская Платформа (проект, связанный преимущественно с партией «Новая сила» — 14,5 тыс. участников).

Проевропейская направленность обрекает нацдемов на сотрудничество с либеральным политическим лагерем, глазами которого Европа видит Россию. Приняв присущие этому лагерю правила, национал-демократы выиграли в респектабельности и PR, проиграв в инициативе. Наиболее далеко по этому пути зашла Национально-демократическая партия Константина Крылова, делегировав своих представителей в Координационный Совет оппозиции. Большую свободу маневра сохранила «Новая сила» Валерия Соловья. Нацдемы выступают за создание в России русского национального демократического государства, против миграции и за безвизовый режим с Европой.

В целом современное состояние совсем недавно бурно развивавшихся национально-демократических сообществ, занимающихся информационно-пропагандистской работой в сети, можно охарактеризовать как подвешенное. Амбициозные лидеры и активисты (прежде всего, молодые), видящие себя парламентариями, лидерами фракций, министрами и представителями России в Европе (что есть нормальная цель политика), уперлись в стену отказа от официальной регистрации, стало быть, невозможности участия в выборах и официальной политике. Пытаясь встроиться в Систему, чтобы ее изменить, нацдемы оторвались от земли (большинства антисистемно настроенных русских националистов, негативно относящихся к демократии, либералам и координационному совету оппозиции), но к высотам власти так и не поднялись. Социологи из «Лаборатории Крыштановской» заключают: Легитимная политическая борьба демократическими и парламентскими методами, с использованием митингов, акций протеста, пикетов, прессы и т.п. воспринимается молодежью как «несерьезная». Антиправительственная борьба, если уж в нее ввязываться, должна вестись вооруженными методами «не на жизнь, а на смерть». Это радикальное мнение разделяют как революционно настроенные, так и аполитичные респонденты .

4. Идейно близок к нацдемам сетевой ресурс Русский дайджест (39 тыс. подписчиков). РД прежде всего является информационным ресурсом, сочетающим новости межэтнических отношений в России, общегражданскую повестку, качественные авторские тексты и репортажи, околополитический юмор. Акцент на информационную составляющую и грамотная редакционная политика позволила дайджесту избежать вовлечения в партийное размежевание и присущие русскому национализму склоки. Возможно, благодаря этому РД успешно умножает число своих читателей.

Из национал-социалистических сообществ ВКонтакте наиболее интересны для анализа общественное движение Реструкт (14 тыс. подписчиков), и молодежное СМИ WotanJugend – INFO (12 тыс. подписчиков).

5. Реструкт имеет несколько региональных отделений в России и несколько в Москве, канал на Youtube и страницу в Твиттере, ведет ВКонтакте несколько разнонаправленных проектов, а также известное шоу «Оккупай-педофиляй». Успех проектов Максима Марцинкевича впечатляет даже его оппонентов из Спутника и Погрома, признавших Тесака медиа-феноменом правого движения в России.

Сравнительный анализ СиП и Реструкта, этих наиболее ярких явлений сетевого национализма, выдает очевидные внешние и идеологические различия, которых не может не быть между дизайнерским двуязычным интернет-изданием имперских шовинистов во главе с редактором глянцевого журнала и общественной организацией открытых национал-социалистов во главе с отсидевшим скинхедом. Подробно описывать их здесь не имеет смысла, стоит остановиться лишь на главном отличии.

«У нас нет отбросов, у нас есть резервы (с)». Культуртрегеры и интеллектуал-шовинисты Спутника и Погрома, ориентируясь на интенсивный, качественный рост аудитории, без устали бичуют «трудящихся», казалось бы, приближая предел количественного роста сообщества. Но претендующий на роль законодателя мод и властителя дум СиП за год смог перешагнуть эту планку за счет перераспределения уже сложившегося национально-ориентированного электората (прежде всего национал-демократов), и привлечения разочарованных «белоленточников».

Реструкт же экстенсивно врастает в общество. Например, один из его проектов – распространение в Москве эталонной молочной продукции с собственной фермы. Заявленный смысл проекта – поддержка русских предпринимателей и обеспечение населения качественными продуктами. Глубокий – восстановление доверия между людьми через хозяйственные связи.
Таким образом, СиП и Реструкт, активно переругиваясь меж собой, с разных сторон пытаются сложить заново русскую этническую общность, формируя культурно-смысловое поле и налаживая социальные связи.

6. Паблик WotanJugend делается молодежью для молодежи и потому в нем много места отведено современной правой музыке. Кроме того, материалы по истории, теории и практике национал-социализма и близких учений, краткие экскурсы в историю борьбы с коммунизмом, жизнь замечательных людей и культурология, подаваемая не описательно, и не как всеобщее бесконечное развитие, а как вечная борьба культур и ценностей. Это настолько хорошо забытое старое, что на фоне современных образовательных программ выглядит свежо, привлекательно и нетолерантно. Вообще стремление современного общества противопоставить сияющему психозу национал-социализма шаткий конструкт толерантности напоминают попытки потушить огонь, забросав его купюрами. Единственный зримый эффект здесь – процветание исполнителей.

7. Современная тенденция к кооперации и сотрудничеству европейских националистов выразилась в образовании своего рода Интертрадиционала, развивающегося в различных форматах. Характерным отражением этой тенденции ВКонтакте стала группа Европейское Действие – Россия, отечественное отделение молодой организации Европейское Действие, созданной Бернардом Шаубом как движение нового европейского самосознания, основанное на идеях «крови и почвы» и «нового гибеллинства». Эта перспективная, на наш взгляд, организация находится на стадии формирования. Ее сторонники собираются в небольших региональных группах, где все знают друг друга, так называемых опорных базах. Их возглавляет областной руководитель, который со своей стороны подчиняется ответственному руководству по стране.

По принципу организации все упомянутые сообщества можно разделить на три группы:
Первая – классические партийные структуры, к которым относятся Национально-демократическая партия, «Новая сила» и их представительства в сети.
Вторая – представляющие альтернативу политическим партиям сетевые структуры, такие как Реструкт и Европейское Действие.
Третья – «рупоры идей», или сетевые СМИ, к которым относятся Спутник и Погром, Русский дайджест и WotanJugend – INFO.
Все они так или иначе влияют на мировоззрение и политические позиции своих читателей, расширяя аудиторию и укрепляя убеждения, сохраняя, тренируя и изредка проверяя по каким-либо информационным поводам то главное, ради чего и создаются идеологические сетевые сообщества – возможность мобилизации.

Автор Дмитрий Алтуфьев

Источник: WotanJugend