Околофутбола
Санкт-Петербургский международный кинофестиваль завершился в «Авроре» очередной скандальной историей. Поднявшись на сцену, председатель международного жюри режиссер Сергей Бодров-старший объявил, что жюри единогласно решило исключить одну из 14-ти конкурсных картин из обсуждения, и назвал имя этого фильма – российская лента «Околофутбола» опытнейшего продюсера Сергея Сельянова. Жюри не согласилось с позицией создателей картины, посчитав, что она идет вразрез с представлениями о гуманистических ценностях и защиты прав человека.
Конкурсный показ «Околофутбола» в «Авроре» несколько дней назад вызвал невиданный ажиотаж, билеты были раскуплены заранее, основную аудиторию составили футбольные фанаты, которым, собственно, и посвящена картина, и, скорей всего, их бурная реакция на сцену погрома и другие повергла международное жюри в шок.
Корреспондент «Фонтанки» поинтересовался у директора фестиваля Марии Авербах, авторитетного московского кинокритика Виктора Матизена и других экспертов, согласны ли они с такой оценкой картины. Все в один голос сказали, что не разделяют позицию жюри, однако не сомневаются в том, что жюри вольно выбирать свое решение. При этом эксперты сочли картину весьма слабой по художественным характеристикам. Специалисты привели немало примеров скандалов, связанных с той или иной картиной на различных международных фестивалях, но четкого ответа на вопрос нашего корреспондента: было ли такое, что профессиональное жюри единогласно отказывалось рассматривать какую-то картину, — получено не было. Похоже, наш фестиваль создал прецедент.
26 сентября «Околофутбола» выходит в широкий российский прокат, и тогда каждый зритель сможет вынести свой вердикт этому фильму.
Церемония закрытия СПМКФ в «Авроре» прошла на редкость тихо, практически при полном отсутствии звезд. Если на открытии звездную обойму составили, в основном петербургские знаменитости, то на закрытии их было раз, два и обчелся, а других не прибавилось. Ни за одним призом не поднялся непосредственно его обладатель. Все уже либо уехали из Петербурга на фестиваль в Сан-Себастьяне, либо не приезжали.
Мария Авербах не теряла оптимизма и в этой ситуации, говоря, что сделано главное: фестиваль представил кино высокого качества из самых разных стран, которому зритель, особенно молодой, поверил, и залы были полны практически на всех показах (они были платные). Гран-при в итоге достался мексиканской картине «Золотая клетка».
Что будет с Санкт-Петербургским кинофорумом в 2014-м, сохранит ли он нынешний формат, удастся ли привлечь мировых знаменитостей и избежать скандалов и недоразумений, узнаем следующей осенью
Источник: Фонтанка