Израиль для евреев
Партия МЕРЕЦ удвоила свое представительство в Кнессете на минувших выборах. Согласно опросам общественного мнения, популярность этой партии продолжает расти.

Лидер МЕРЕЦ Заава Гальон родилась в Вильнюсе (Литва, СССР) в январе 1956 года. В 1960-м ее семья репатриировалась в Израиль. Фрагмент её интервью NEWSru.co.il:

Мирный процесс – это одна из главных тем в программе партии МЕРЕЦ. И уже почти рефлекторно вы обвиняете Израиль во всех грехах и провалах переговоров. Можете ли вы обозначить меру ответственности палестинцев? Можно от вас один раз услышать, в чем неправы они?

Прежде всего, мне важно подчеркнуть, что нет симметрии между оккупантом и оккупируемым.

И все-таки?

После подписания соглашений Осло и после того, как Израиль не выполнил взятых на себя обязательств, палестинцы вернулись к террору. Мы пережили несколько лет тяжелого террора, а когда есть террор, достижение соглашения невозможно. Другое дело, что, с моей точки зрения, единственный способ справиться с террором – это уничтожить создающую его фабрику под названием «оккупация». Мне кажется, что палестинцы усвоили бесперспективность вооруженной борьбы с Израилем. Но если говорить об ошибках палестинцев – возвращение к террору была главной.

Они категорически отказываются признать Израиль еврейским государством. Известно, что вы считаете это требование Нетаниягу излишним. Но тот факт, что палестинцы столь категоричны в своем отказе, не вызывает у вас, хотя бы удивления?

Ни в коем случае. Я убеждена, что это совершенно неуместное требование, тем более на данном этапе переговоров. Но прежде всего мне важно сказать следующее. Израиль – не еврейское государство. Израиль – государство еврейского народа и остальных живущих в нем граждан. Объявить Израиль еврейским государством означает превратить его в государство Галахи.

Откровенно говоря, не очень ясно, почему еврейское государство и государство Галахи – это одно и то же.

Государство Израиль – это государство еврейского народа. Здесь живут евреи. Но это демократическое государство. И желающие дать приоритет еврейской составляющей, игнорируют тот факт, что в этой стране живут и другие люди, не евреи.

Ваша позиция по этому вопросу требует разъяснения. Считаете ли вы, что еврейский национальный коллектив имеет право на свое государство?

Разумеется, да. Но вопрос в том, как мы это государство определяем. Если мы называем его исключительно еврейским, это означает, что у иудаизма есть приоритет перед демократией. Когда Нетаниягу требует признания Израиля еврейским государством, он сознательно игнорирует тот факт, что здесь живут и не евреи. Он говорит только о еврейском государстве, ни разу не упомянув демократическое. Мы утверждаем, что Израиль – это не только государство еврейского народа, но и демократическое государство, а значит должно принимать в расчет и интересы других людей.

В чем, по вашему мнению, должен отражаться характер государства Израиль как государства еврейского народа, кроме того факта, что здесь живут евреи?

Прежде всего, само определение государства. Но и его повседневная жизнь. Мы преподаем в школах ТАНАХ, Талмуд, мы отмечаем еврейские праздники. Но я ни в коем случае не готова отказаться и от демократических ценностей. Это не еврейское государство, это государство еврейского народа и всех остальных граждан. И, возвращаясь к переговорам с палестинцами, хочу сказать, что в самом конце переговорного процесса, когда будут улажены все спорные вопросы, Аббасу придется признать Израиль государством еврейского народа и остальных граждан. Но выдвигать такое требование сейчас просто неразумно.