Мадагаскару списали долг, компенсации путевками не будет.

В последние дни Россия внесла большой вклад в развитие развивающихся стран. Было объявлено о списании 89 млн долларов долга Мадагаскару, а сегодня в Госдуму внесен законопроект о списании долгов Узбекистана на 865 млн долларов.

Доцент МГИМО Андрей Байков говорит, что огромные долги развитых стран России – это советские долги, которые Россия, как продолжатель СССР, получила вместе с правами и привилегиями на международной арене.

Что касается самой процедуры списания долгов, то здесь есть два важных момента.

Во-первых, какие-то долги очень сложно востребовать в силу того, что время прошло, а такие долги, как правило, связаны с товарными поставками, технологическим экспортом и обслуживанием предприятий, да и в современной ситуации, спустя столько лет, их востребование назад уже несколько бессмысленно.

Во-вторых, Россия с середины нулевых годов позиционирует себя как активный участник международных инициатив и программ помощи развития, которое осуществляется в том числе и в форме списания долгов. Тем более, когда Советский Союз предоставлял такую помощь, никто не надеялся, что эти средства будут возвращены. По мнению эксперта, это была плата за лояльность.

Африканист Альберт Хаматшин считает, что африканские долги – это результат проектов развития, которые осуществлялись Союзом в странах региона. Самый яркий пример из подобных акций – это постройка в Египте Асуанской плотины. Очень часто такие проекты производились за счет кредитных советских средств. В случае некоторых стран, такой долг часто состоял из прямых поставок вооружений в кредит СССР или Россией.

В Мадагаскаре несколько лет назад был политический кризис, когда произошел переворот и очень долго другие страны Африканского союза не признавали новое правительство, но затем это признание состоялось, и текущее списание долгов Россией говорит нам о том, что мы с этим правительством тоже работаем.

Впрочем, по мнению эксперта, наше участие в делах Мадагаскара – это уже очень далекое прошлое. Если наши компании выходят на африканский рынок, то это Ангола, Гвинея и ЮАР – наш нынешний партнер по БРИКС, а Мадагаскар нам не интересен. Взыскать с него долги – невозможно, не требовать же отдавать долг путевками. Тем более, оборудованных курортов там немного, и все они, наверняка, принадлежат частным лица, а они, как известно, лишены обязанности оплачивать государственную задолженность.

Что касается Узбекистана, то здесь речь идет об актуальных российских интересах – эксперт Центра изучения современного Афганистана Дмитрий Верхотуров считает Узбекистан наиболее сложной страной в рамках советской Средней Азии. Узбекистан любит играть на российских интересах – он ведет переговоры, то с Европой, то с США, поэтому его приходится «иногда укатывать».

Обычно списание долгов осуществляется для активизации двухсторонней торговли. Можно вспомнить списание долгов Афганистану в 2007, главной мотивацией которого было развитие бизнеса. Это в принципе сработало, хоть и не так, как хотелось. Тоже самое, с Узбекистаном. Здесь можно говорить о политической уступке – Узбекистан в чем-то уступает и мы ему в чем-то уступаем. В данном случае, мы уступили ему в долге.

У нас есть экономические интересы в Узбекистане, например нефтегазовые проекты, которые осуществляет «Лукойл», транспортные проекты и многие другие. Также не надо забывать, что Узбекистан – это важный игрок региона, поэтому, списывая эти долги, мы инвестируем в геополитические и экономические интересы России.

Дмитрий Сикорский
ЭС