Богат русский язык! Слово «пришить» имеет и бытовое значение, и криминальное. Об этом прекрасно знает 31-летний осужденный Анатолий Груздев. Сейчас он пришивает за смену по 2—3 тысячи пуговиц. «Наша бригада изготавливает очень качественную спецодежду!» — не без гордости произносит швея-моторист… Груздев получил 18 «строгих» лет за убийство гражданина Кореи. Расправа сопровождалась скандированием лозунга «Россия для русских!». О том, как недавний националист со свастикой на одежде и фашистской идеологией в голове сумел переосмыслить свое прошлое, — в материале ВАЛЕРИЯ ЯРЦЕВА.

Кажется, что беседуешь с обыкновенным работягой. Если бы не его руки — с черепом, пауками… Обладатель устрашающих татуировок Анатолий Груздев прибыл в Мордовию в 2005 году. Двумя годами ранее его признали виновным в «убийстве по мотивам национальной, расовой ненависти», хулиганстве, грабеже и разбое в составе организованной группы. Также он ответил за «возбуждение ненависти либо вражды и уничижение человеческого достоинства». Еще пятеро подельников бывшего грузчика получили от 8 до 19 лет неволи…

«Тропа войны»

По данным следствия, житель подмосковного поселка им. Воровского Груздев внушал соратникам, что их группа относится к движению «Белая сила», которое ведет непримиримую борьбу с «нерусским». «Идеолог» лично пришивал к одежде подельников символы фашистской дивизии СС «Мертвая голова». Также Груздев демонстрировал «коллегам» фильмы о борьбе белых с неграми, в том числе о деятельности ку-клукс-клана…

Осенью 2003 года представители «Белой силы» вышли на «тропу войны». Ночью 25 октября на железнодорожной станции в Ногинском районе молодчики приметили парня, имевшего внешнее сходство с жителями южных республик. Жертва была сильно избита. Вскоре Груздев открыл паспорт этого человека и увидел русские имя и фамилию! Тогда «спаситель России» приказал немедленно прекратить экзекуцию! Вечером 8 ноября в электричке Москва — Электрогорск расисты высмотрели гражданина Узбекистана. Они начали оскорблять его национальное достоинство, отобрали телефон и деньги. Затем криминальная компания пересела в другой поезд. На этот раз все закончилось куда трагичнее! Молодчики отыскали корейца по фамилии Кан. Когда началась расправа, другие пассажиры от греха подальше покинули вагон. Тем временем сообщники загнали жертву в тамбур, где продолжили жестокое избиение, пустив в дело «розочки» — бутылки с отбитым донышком. От полученных травм кореец скончался. Забрав его телефон, парни на ближайшей станции покинули электричку. Пьяная компания выкрикивала лозунг: «Россия — для русских!»…

«В середине 1990-х на столбах часто появлялись листовки РНЕ («Русское национальное единство»), — рассказывает Анатолий Груздев. — Представители этой организации заманивали молодежь курсами начальной военной подготовки! Где проходили сборы? В клубе «Саяны», недалеко от станции Новогиреево. Для начала «новобранцы» заполняли анкеты. Судимых, наркоманов и тех, кто высказывал какое-нибудь недовольство, отсеивали сразу. С этим строго было! Зато к услугам остальных — тренеры по контактным видам боевых искусств, спортивные залы, возможность пострелять в тире. Нам обещали, что эта подготовка поможет попасть в элитные подразделения. Например, в группу «Витязь». Еще хвалились, что бойцы из РНЕ служат даже в «Вымпеле», чей флаг вывешивался при освобождении Грозного. Замечу, что здоровый образ жизни пропагандировался не на словах, а на деле. И мне это очень симпатизировало. Вот так с 1995 года я стал заниматься боксом. Еще раз подчеркиваю — совершенно бесплатно! Сейчас для таких занятий нужны большие деньги… В самом увлечении спортом, разумеется, ничего плохого не было. Только польза! Также увлекался рукопашным боем, совершал прыжки с парашютом, учился владеть огнестрельным оружием… Правда, при этом приходилось посещать своего рода лекции, где нам рассказывали, кто плохой и кто хороший. Говорили о том, что рабочие места в стране постепенно занимают иностранцы. Вели беседы об «этнической преступности». Это сейчас понимаешь, что у наших «наставников» были, мягко говоря, экстремистские взгляды. А тогда казалось, что это очень серьезные и умные дядьки. Тогда я просто не осознавал, что мне фактически ломают жизнь. Собирали нас в большом зале и буквально зомбировали… Что еще мы делали? Вешали различные листовки с соответствующей «идеологией». Иногда на митинги в другие регионы ездили. Конечно же, не из своего кармана все оплачивали. Опять же, ботинки, униформа — все за «казенный счет». Но в середине 1990-х РНЕ запретили… В это время я увлекся футболом, вошел в фанатское движение. Болел за «Динамо». Да и армейцев уважал. В пьяном виде, бывало, хулиганство совершали… В общем, жизнь веселая была…» Здесь, судя по всему, Груздев лукавит. Не футболом он был увлечен. В его голове крепко засела совсем другая «игра». А скорее, даже болезнь. От такой коричневой чумы не каждому суждено вылечиться без особых последствий… Из приговора суда: «Будучи лидером и идеологическим руководителем, Груздев собирал и хранил у себя дома видеозаписи нацистской и националистической направленности, которые возбуждали стремление насильственными средствами решить межэтнические проблемы».

«Когда я себе эти татуировки сделал? — переспрашивает собеседник, задирая рукав. — Это было еще в 1996—97 годах… Пауки — это как знаки отличия, типа ты крепко стоишь на ногах и руках. А череп, к примеру, свидетельствует о том, что ты прошел подготовку, показал на соревнованиях хорошие результаты. Я знаю, что у фашистов и расистов эти символы говорят о другом. Но мы-то подразумевали свое. По крайней мере, так нам говорили… Я, кстати, сам долгое время думал, что расизм — это своего рода синоним таких слов, как «русское», «русские». Так и на суде заявил. Кстати, только на этом процессе, в основном из обвинительной речи прокурора, узнал истинное значение многих понятий. Но, когда мы были подростками, произносили эти лозунги ради развлечения, вроде какой-нибудь речевки…»

Из материалов суда: «во время совершения преступлений подсудимые придерживались единообразия в одежде и свойственного последователям экстремистского националистического движения скинхедов (бритоголовых) внешнего вида: носили военного образца ботинки с высоким берцем и короткие черные куртки, на которые собственноручно приделывали нашивки с изображением свастики. Кроме того, Груздев сделал на руках нацистские татуировки — человеческий череп на фоне двух костей — так называемый кельтский крест…»