Рудольф Гесс

Сегодня исполняется ровно 75 лет со дня одного из самых таинственных происшествий Второй мировой войны. И тайна эта до сих пор не разгадана. Вернее, в этой истории не поставлена окончательная точка, устраивающая всех.

Речь идет о полете Рудольфа Гесса, партийного заместителя Гитлера.

Германия узнала об этом 12 мая. В восемь часов вечера по радио сообщили, что 47-летний Гесс не смог вынести психологической нагрузки, тронулся рассудком и улетел в Англию.

По результатам совещания у Гитлера 11 мая было составлено официальное сообщение: «Член партии Гесс жил в мире галлюцинаций, в результате чего он возомнил, что способен найти взаимопонимание между Англией и Германией. Национал-социалистическая партия считает, что он пал жертвой умопомешательства».

Гитлер позже распорядился отправить в концлагерь адъютантов Гесса Лейтгена и Питча, которые якобы знали и не доложили о намерении шефа. Жена Гесса была лишена всех видов пособия и не умерла с голоду только благодаря помощи Евы Браун.

Сообщение о полете-побеге третьего (а некоторые считали, что и второго) человека в рейхе изумило не только немцев.

«Это известие подействовало на меня точно так же, как если бы я узнал, что министр иностранных дел Энтони Иден сбежал на украденном истребителе «Спитфайр» и выпрыгнул с парашютом в окрестностях Берхтесгадена», — писал о своих чувствах Уинстон Черчилль.

Гесс прилично разбирался в самолетах. Он был военным пилотом во время первой мировой войны. Частенько гостевал на испытательном полигоне фирмы «Мессершмитт» под Аугсбургом, тестировал машины и даже давал конструкторам разные советы от практикующего авиатора.

10 мая без пятнадцати шесть пополудни Гесс, надев форму капитана люфтваффе, поднял в воздух дальний истребитель Bf-110.

В 22:08 пост ПВО северного побережья Соединенного Королевства засек самолет Гесса на высоте 15 тысяч футов в районе Нортумберленда. Британцы не стали обстреливать самолет, решив, что пилот просто заблудился.

Поднявшиеся на перехват два патрульных «Спитфайра» не сумели перехватить самолет, так как не имели шансов в состязании на скорость с детищем немецкого авиастроения.

Тогда в воздух подняли ночной истребитель «Дифайент» и тот почти настиг BF-100, но в 23:07 пилот выпрыгнул с парашютом в окрестностях города Иглшэма.

В 23:12 фермер Дэвид Маклин услышал взрыв, выбежал из дома и увидел человека в германской форме. Человек представился капитаном Альфредом Хорном и на приличном английском языке поинтересовался, не здесь ли поместье герцога Гамильтона. Маклин ответил, что это рядом, почти рукой подать, и позвонил в местный штаб ПВО в местечке Гифнок.

Прибывший патруль задержал «Хорна». Впрочем, гость и не пытался оказаться сопротивления, не говоря уже о попытках сбежать.

В штабе пленника отправили в полицейский участок. Около часа ночи полицейские сообщили военным, что «Хорн» говорит, будто располагает важными сведениями, и требует встречи с герцогом Гамильтоном.

На первом допросе, утром, «Хорн» отказывался отвечать и все время снова повторял, что будет разговаривать только с герцогом Гамильтоном.

В конце концов о происшествии доложили лорду-стюарду королевского двора. Примерно в 10 утра 11 мая герцог Гамильтон приехал в участок. «Мы встречались на Олимпиаде 1936 года. Я Рудольф Гесс», — сказал «Хорн», когда они остались наедине, пишет «Русская служба BBC».

Гамильтон позвонил Черчиллю. Премьер Британии смотрел в тот момент традиционный воскресный фильм. Узнав о Гессе, Черчилль отдал приказ содержать того в полной изоляции, но в комфортабельных условиях, и постараться получить от него максимально возможное количество ценных сведений.

Некоторое время Гесс содержали в Тауэре: таким образом, нацистский преступник стал последним в истории узником древней крепости.

После войны британцы рассекретили огромное количество материалов по делу, связанному с полетом Гесса. Судя по всему, Гесс ничего ценного не сказал.

Гесс заявлял на допросах, что прибыл «с миссией гуманности» и что Гитлер не знал о его планах.

«Ныне совершенно ясно, что эскапада Гесса — это его собственная безумная авантюра, и германские власти ничего о ней не знали», — утверждал постоянный заместитель министра иностранных дел Соединенного Королевства Александр Кэдоган.

«Гесс прибыл по собственной инициативе. Его перелет совершался не по приказу, не с разрешения и даже не с ведома Гитлера. Это его собственное предприятие», — написал в отчете о разговоре с пленником лорд Саймон.

Побег Гесса сильно взволновал Сталина, как считали в Великобритании.

«Инцидент с Гессом, без сомнения, заинтриговал Советское правительство как ничто другое, и может пробудить их старые страхи по поводу мирной сделки за их счет», — докладывал в Лондон британский посол Стаффорд Криппс.

«Гитлер поручил ему [Гессу] секретную миссию — обсудить с англичанами пути прекращения войны на западе, чтобы развязать Гитлеру руки для натиска на восток», — упоминал в своих мемуарах слова Сталина Никита Хрущев.

Существовала версия и о том, что в руководстве рейха существовала так называемая пробританская партия в лице Геринга, Гесса и Риббентропа.

Впрочем, версий тут хватает на десяток романов. В частности, существовала такая, согласно которой захват Гесса стал результатом операции спецслужб, долгое время скармливавших немцам дезинформацию о наличии в Шотландии мощного прогерманского националистического подполья.

Российский историк Герман Розанов в книге «Гитлер и Сталин» утверждает, что Гесс летел в Англию с ведома Гитлера, выполняя особое задание фюрера. Все детали операции, считает Розанов, были уточнены в ходе пятичасовой встречи 5 мая 1941 года, и Гитлер предупредил Гесса, что в случае провала ему придется отречься от партайгенносе.

Британский исследователь Джон Костелло в книге «Тайная история мирной инициативы Гесса и британских попыток заключить сделку с Гитлером» на основании косвенных фактов и умозаключений доказывал, что среди британской элиты существовала могущественная группа, желающая мира с Германией на условиях Берлина, и Гесс летел на встречу с ее участниками.

Костелло пишет, что члены группы должны были убедить Георга VI сменить Черчилля на лорда Галифакса. По мнению историка, план сорвало то обстоятельство, что Гесс не сумел приземлиться в запланированном районе.

«Гесс полетел по собственному почину. Он отлично видел, что Германия попала в положение, при котором ее разгром является лишь вопросом времени. Зная о готовящемся нападении на СССР, он понимал, что это будет не чем иным, как окружением Германии железным кольцом трех основных великих держав, ибо позиция США уже ни у кого не вызывала сомнений», — писал в свое время российский историк Игорь Бунич, автор ряда книг, выстроенных в жанре документального политического детектива.

Международный трибунал в Нюрнберге приговорил Гесса к пожизненному заключению. Гесс избежал смертной казни, так как не участвовал в самых тяжких преступлениях нацизма, пребывая в заключении в Англии.

Гесс провел за решеткой 46 лет и умер 17 августа 1987 года.

20 июля 2011 года власти ФРГ эксгумировали останки Гесса и развеяли его прах, пояснив это тем, что могила «наци №3» на кладбище города Вундизеля превратилась в место паломничества неонацистов.

9ТВ