Современные фантасты считают икону жанра фентези предтечей ужасающим последствиям для общества. «Властелина Колец» обвинили в увековечивании расизма.

В недавнем выпуске подкаста Geek’s Guide писатель-фантаст Эндрю Дункан высказался о классическом фентези-эпосе в негативном ключе. «Сложно пропустить постоянно повторяющийся факт того, что у Толкиена некоторые расы и личности очевидно хуже других», — выразился Дункан. –«И в длительной перспективе, как мне это видится, чрезмерное погружение будет иметь ужасающие последствия для нас и для общества». Писатель подразумевал расу орков, которые являются основой в армии сил зла. Беда вся в том, что подобные вызывающие заявление сторонников так называемой толерантности на каждом шагу преследуют как книжную, так и киношную версию книг Толкиена.

Ещё во время съёмок «Властелина Колец» на Питера Джексона хотела подать в суд некая чернокожая гражданка, которую не взяли на роль хоббита. Известный своей аллегоричностью Толкиен сделал хоббитов отсылкой на классических англичан, среди которых темнокожих, например, не было. Тем не менее, трилогия имела колоссальный успех, собрав почти 3 миллиарда долларов и получив из 30 возможных премий «Оскар» аж 17. А на экранизацию «Хоббита» налетели за недостаточное количество женщин и представителей расовых меньшинств, в результате чего режиссёру Питеру Джексону пришлось немного прогнуться под шквалом критики и добавить в новую трилогию совершенно неуместных персонажей. В довершение всего, сыгравшему в экранизации книг Толкиена роль Арагорна актёру Вигго Мортенсену недавно приходилось извиняться за слово «негр», которое было использовано не в оскорбительном контексте.

Во всём этом хаосе не следует забывать о том, что книги Толкиена были продуктом своей эпохи и отображали личное представление писателя об окружающем мире, являясь во многом на него аллегорией. Будучи автором художественной литературы, любой подобный Толкиену писатель имеет право выражать своё субъективное мнение и иметь свободу описывать события под своим уникальным углом.

Абсолютно неуместно обвинять в расизме фентезийный мир «Властелина Колец», который в общем-то изобилует различными расами, представители большинства которых проявляют различные друг от друга моральные качества. Да и выглядят подобные громкие заявления не столько как попытка установить справедливость, сколько как желание получить уникальные привилегии над другими. В свою очередь, это в корне противоречит изначальным идеям настоящей толерантности. На это, к тому же, намекает факт того, что как канон жанра фентези увековечены именно книги Толкиена, а не Эндрю Дункана, сообщает Версия.

Может для этого сейчас и переснимут Властелина Колец, чтобы избавиться от расизма, набрав негров и азиатов на роли в новом фильме?

The New Statesman (Великобритания): расизм «Властелина колец» по отношению к оркам — не новый фронт культурной войны.

Звоните в полицию, там какой-то чудик из подкаста что-то ляпнул про «Властелина колец». Отличная новость для тех, кто считает, что политкорректность, которая «дошла до ручки», — все еще горячая тема для обсуждения. А в эту группу, оказывается, входит ряд газет национального масштаба.

Звоните в полицию, там какой-то чудик из подкаста что-то ляпнул про «Властелина колец». Отличная новость для тех, кто считает, что политкорректность, которая «дошла до ручки», — все еще горячая тема для обсуждения. А в эту группу, оказывается, входит ряд газет национального масштаба.

В интервью для подкаста «Вайерд» (Wired) писателя-фантаста Энди Дункана (Andy Duncan) расспрашивали о рассказе «Сенатор Бильбо» (Senator Bilbo), вариации на тему творчества Толкина, опубликованной в 2001 году. «Толкиновская мысль о том, что одни расы хуже других, мозолит глаза, — ответил тот, — этак получается, что и некоторые люди тоже второго сорта».

Он намекает вот на что: финал «Властелина колец» представится совсем в мрачных тонах, если представить себе, что орки — тоже люди, и призадуматься над их судьбой.

По сюжету Толкина орки — абсолютное неисправимое зло, поэтому положительные герои уничтожают их без малейших нравственных колебаний. Рассказ же Дункана разворачивается в другом Средиземье, где властвуют иные художественные законы: особых различий между расами там не существует, а все недоброжелатели орков — попросту узколобые и невежественные мракобесы. Понимаете, в чем соль?

Дункан — далеко не первый, кто взялся за этот прием. В 1999 году российский писатель Кирилл Еськов, не самый большой любитель Толкина, издал целый роман, который строится на том, что весь «Властелин колец» — это пропаганда, написанная победителями, а орки, если кто вдруг сомневается, — славные парни. В обоих случаях, полагаю, авторы скорее рассуждали: «хм, а это интересная задумка», а не вот так: «я должен спасти орков от злобных расистов». Хотя как знать — люди всякие бывают.

Был ли Толкин расистом? Во всяком, случае, у современной публики некоторые детали его творчества вызывают недоумение. Например, когда часть жителей острова Нуменор оказывается подлецами, может, не стоит огульно клеймить их «черными», а, Джон Рональд Руэл? Странно и то, что почти все народы из земель, списанных с Африки и Азии — друзья не разлей вода с Темным властелином. Вы сейчас начнете кричать, что это сравнение вам и в голову не приходила, но ведь у Толкина-то привычка мыслить аналогиями имелась.

На основе принципа наибольшей вероятности и оговорками, что а) мы с Толкином не знакомы и б) я — белый парень из Западного Сассекса, возьму на себя смелость утверждать, что расистской подоплеки в творчестве Толкина нет. Из его письма немецкому издателю от 1938 года явствует, что нацистов он терпеть не мог, а апартеид в Южной Африке не одобрял. К тому моменту, как ряд фашистских и неонацистских группировок (например, Британская народная партия) углядели в его книжках белый шовинизм, Толкин был давно мертв. Но и будь он жив, вряд ли бы он пришел от этого в восторг.

Это отнюдь не значит, что его книжки (равно как и какие бы то ни было другие) не подлежат переоценке и не могут обсуждаться с критической точки зрения. Свою эпопею Толкин начал писать 81 год назад, так что неудивительно, что некоторые вещи так будоражат современного читателя.

Однако выставлять объяснения человека о том, что его побудило написать такой-то рассказ вот уже почти два десятилетия тому назад, за некий новый фронт в «культурной войне» — не только невероятно глупо, но и выдает намерения с головой. Читать саму статью уже не обязательно, просто запость ссылку в Фейсбуке с жалобой, что «Они» пытаются отвадить людей от чтения книг. Бонус: поскольку речь идет о фэнтези, всякого, кто осмелиться возражать по существу, можно автоматически записать в ботаники и задроты. Хотя в том, чтобы прочесть все двенадцать томов «Истории Средиземья» Кристофера Толкина (младший сын писателя, известный по доработке черновиков отца, прим. перев.) нет ничего зазорного. Наоборот — даже круто.

Раз пошла такая пьянка, то давайте я вам вовсе башню снесу: если бы съемки первого эпизода «Доктора Кто» (популярный научно-фантастический сериал, внесенный в книгу рекордов Гиннеса как самый продолжительный и успешный, прим. перев.) проходили в наши дни, главный герой вряд ли бы позволил себе рассуждать о «первобытной дикости краснокожих индейцев».