С тех пор как Партия регионов пришла к власти, тема цены на российский газ постоянно обсуждается на всех уровнях. Это не может не вызывать удивление, ведь российский газ в Украине получает в основном промышленность, которая давно уже не является государственной. Так о народе или олигархах печется официальный Киев?
Опять двойка
Даже не подсчитаешь, сколько раз за последние несколько лет на межгосударственном уровне между Украиной и Россией обсуждался вопрос цены на природный газ. На уровне и президентов двух стран, и глав правительств, и руководства «Нефтегаза» и «Газпрома», на официальных встречах и во время частных визитов… Кстати, последние такие переговоры прошли 25 и 26 июня во время частного визита в Крым российского премьера Владимира Путина. И опять с президентом Украины Виктором Януковичем говорили о цене на российский газ, газотранспортной системе и сотрудничестве в рамках Таможенного союза. И опять, судя по всему, безрезультатно для Украины, по крайней мере, не с теми результатами, на которые рассчитывал Янукович.
Собственно, чего хочет Украина от России, давно не новость — дешевого газа. Чего добивается взамен Россия, тоже много раз озвучивалось: вхождения Украины в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана и участия в едином экономическом пространстве, создания совместного предприятия «Нефтегаза Украины» и «Газпрома», украинской долей в котором будет наша газотранспортная система. Ни один из этих вариантов Украину в свете ее евроинтеграционных устремлений не устраивает, но газа дешевого хочется.
На последних переговорах Янукович — Путин, если верить порталу «Власти. Нет», в обмен на обещания пересмотреть злополучный газовый контракт Януковичу пришлось дать согласие на создание СП с соучредительством «Газпрома» и «Нефтегаза» по работе на шельфе Черного моря. Хотя это тоже новость не первой свежести, ведь решение о его создании было озвучено еще в начале года, а в июне председатель правления НАК «Нефтегаз Украины» Евгений Бакулин заявил журналистам, что компания даже приступила к его созданию, хотя так окончательно и не определены объемы инвестиций и доли каждой стороны.
Впрочем, это СП дешевый газ Украине тоже не обеспечит, ведь сфера его компетенции ограничивается разработкой Черноморского шельфа, а озвученную «Газпромом» формулу расчета (экспортная стоимость минус цена транзита и экспортная пошлина, то есть снижение на 40% от цены газа для европейских потребителей) можно получить, только заложив в СП украинскую трубу. Киев пока на это не решается, боясь повторить судьбу Белоруссии, которая в обмен на газовую скидку передала «Газпрому» 50% акций «Белтрансгаза», но, когда у Лукашенко возникли разногласия с Кремлем, «Газпром» скидки отменил, предложив купить оставшиеся 50% акций «Белтрансгаза». В результате Лукашенко оказался в ловушке, а Беларусь без собственности на ГТС. У Украины система трубопроводов хоть и старая, но это единственный козырь, пусть даже стремительно теряющий свою ценность.
Ради спасения олигархов
При этом официальный Киев продолжает уверять себя и окружающих, что газовый контракт будет пересмотрен в пользу Украины. Причем мечтает об этом он настолько активно, что нынче каждая бабушка у подъезда знает, что Россия не дает Украине дешевый газ. Рвение украинской власти объясняется прогнозом, что к концу нынешнего года импортный газ для Украины будет стоить $500 за тысячу кубов. А поскольку страна потребляет голубого топлива больше, чем Польша, Румыния, Словакия, Чехия, Болгария и Австрия, вместе взятые, то впору испугаться. По данным ассоциации «Еврогаз», наибольший потребитель в Евросоюзе — Великобритания, которая в 2010 году использовала 99,8 млрд. кубов газа, за ней следует Германия — 87 млрд. и Италия — 81,1 млрд. Украина потребляет 57,64 млрд. кубов газа, хотя по объемам ВВП не то что в пятерку лидеров не попадает, а даже в десятку. Если Великобритания по величине ВВП в 2010 году стала 8 экономикой мира, Германия — 5-й, Италия — 10-й, то Украина 38-й.
И опять-таки этому есть простое объяснение: устаревшее оборудование отечественной промышленности и отсутствие энергосберегающих технологий ставят украинскую металлургию и химию в серьезную зависимость от стоимости газа. Если цена превышает $280 за тысячу кубов, себестоимость украинской продукции становится выше китайской, а $500 за тысячу кубов приведут к гибели 90% предприятий украинской промышленности. Страшно? Безусловно. Но ведь эта самая промышленность уже давно не принадлежит народу, а сконцентрирована в руках олигархов, приближенных к руководству Украины. И это у них нужно поинтересоваться, почему за столько лет они не удосужились потратиться на модернизацию производства. Тем более что не последнюю копейку проедают: в то время как более 60% соотечественников ощутили снижение доходов, состояние Дмитрия Фирташа выросло в 5,4 раза, активы самого богатого человека Украины Рината Ахметова за год подорожали почти в 1,5 раза. Действительно, надо им, «бедным», помочь…
Хотя вроде бы уже помогли. Еще в начале апреля Кабмин опубликовал постановление, отменяющее монопольное право «Нефтегаза» на растаможивание природного газа, поступающего в украинскую газотранспортную систему для нужд внутренних потребителей. Этот запрет ввело в 2008 году правительство Тимошенко под предлогом наведения порядка в сфере поставок газа и ухода от посреднических схем. Главная причина, по которой запрет был отменен, по информации «Коммерсанта», в попытке нынешнего руководства Минэнерго вернуть на рынок компанию «УкрГазЭнерго», подконтрольную Фирташу, которому запрет помешал растаможить определенное количество газа. Но даже если злые люди возводят напраслину, отмена монополии на импорт газа позволит в будущем восстановить поставки в Украину природного газа из стран Средней Азии, то есть у коммерсантов появилась возможность искать другие каналы поставки топлива по приемлемой цене. Но что-то рвения не видно.
А зачем оно, рвение, если за коммерсантов все делает официальная власть? К примеру, в апреле Николаю Азарову, договаривающемуся с Россией о снижении цены на газ для Украины, это не удалось. Зато ему удалось договориться о том, что Россия поставит по льготной цене ($170 за тысячу кубометров) 4 млрд. кубометров газа для украинской химической промышленности. Угадайте с трех раз, кому принадлежит большая часть химических предприятий страны? Правильно, их контролирует все тот же Дмитрий Фирташ.
Все для народа!
Возникает и другой вопрос: почему у населения страны должна болеть голова о цене российского газа? Ведь с 2008 года в Украине действует постановление Кабмина Тимошенко о том, что на нужды населения должен идти газ собственной добычи, а импортный — для всех остальных потребителей. Собственного топлива, если верить статистике, с лихвой хватает, чтобы удовлетворить потребности народа. В 2010 году население и бюджетная сфера потребили почти 26 млрд. куб. м, из которых непосредственно население сожгло 17 млрд. куб. м. Всего же за 2010 год Украина потребила 57,1 млрд. куб. м, а завезено из России примерно 36 млрд. куб. м газа. Собственная добыча составила около 20 млрд. куб. м. Получается, весь российский газ сжигает исключительно промышленность. А власть, вместо того чтобы разъединить бизнес и государство и заставить коммерсантов самостоятельно покупать импортный газ для своих нужд, недавно приняла решение продавать газ собственной добычи за рубеж. 14 июня Кабмин подал в Верховную Раду законопроект, позволяющий НАК «Нефтегаз Украины» осуществлять поставки природного газа, добытого в Украине, в Польшу. И уже 17 июня парламент его утвердил при поддержке 274 народных депутатов. Так образом, был отменен запрет на продажу собственного топлива любым другим потребителям, кроме населения, введенный Тимошенко. Нынешние нардепы решили, что население перебьется, ведь этот газ можно продать иностранцам по более выгодной цене, а потребности украинского народа теперь будут удовлетворяться за счет дорогого российского газа. Зато у официального Киева на постоянных газовых переговорах появится благородный мотив — забота о народе. Или все-таки об олигархах?
Источник: Первая Крымская