По итогам краткосрочного делового визита представителей правозащитного центра «Русский вердикт» в Украину в первой декаде октября 2011 года по приглашению представителей инициативных групп национально-ориентированной направленности Украины, на основании изученных документов, проведенных встреч и анализа общих тенденций, проистекающих в Украине событий, ИПЦ «Русский вердикт» в соответствии с принятыми на себя перед украинскими партнерами обязательствами заявляет.
1) В течении 2011 года, мы отмечаем общее ужесточение политико-правового климата в Украине, которое проявляется в стремительном росте числа уголовных дел, сопряженных с тюремным заключением, не только против представителей «прежней власти», вплоть до кабинета министров, но и против других оппозиционных политических сил, прежде всего украинских националистов. К сожалению, данные уголовные преследования, по нашему мнению, имеют под собой политическую подоплеку. Наиболее показательными в этой связи являются преследования активистов организаций «Тризуб» и «Патриот Украины».
С начала года тризубовцы Игорь Загребельный, Артем Цыганок и Виктор Давыденко находятся в СИЗО Запорожья, еще группа их товарищей была отпущена из-под ареста под поручительства депутатов. Обвинения, предъявляемые им самые разнообразные – от подрыва бюста Сталину до поджогов офисов Партии Регионов. Мы не высказываем своих симпатий или антипатий деятельности «Тризуба», однако глубоко убеждены, что активисты организации, как и любые другие граждане Украины, имеют все неотторжимые права человека и гражданина, должны быть защищены от пыток, иных форм незаконного давления, имеют право на адвоката и объективное рассмотрение дела. К сожалению, по имеющейся у нас информации, со слов защиты обвиняемых, обращение сотрудников правоохранительных органов с арестованными выходило за рамки правовых норм, гарантированных законодательством Украины, Всеобщей декларации прав человека и Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, ратифицированных Украиной. Никакие «силовые» методы давления на подследственных недопустимы и по всем подобным случаям должны тщательно проводиться как ведомственные, так и общественные проверки.

С августа текущего года под стражей в СИЗО СБУ в Киеве находятся активисты «Патриота Украины» и Социал-Национальной Ассамблеи, депутаты горсовета Василькова (Киевская область) Игорь Мосийчук, Сергей Бевз и помощник депутата Владимир Шпара. Им предъявлены обвинения в подготовке теракта ко Дню независимости Украины. Не давая оценку политической деятельности, например Бевза и Шпары, которые на сайте СНА отрекомендованы как организаторы разгона «Русского марша» в Киеве, а так же подчеркивая свое категорически негативное отношение к терроризму как к акциям прямого действия, совершенным общественноопасным способом, «Русский вердикт», тем не менее отмечает, что дело «Васильковских террористов» выглядит более чем странно. Изъято взрывное устройство, однако задержанные категорически отрицают свою вину, а газета KyivPost, устами львовского экс-прокурора Алексея Баганца напоминает, что «накануне местных выборов 2010 года из помещения правого «Студенческого братства» во Львове также была изъята взрывчатка и рассматривался вопрос о привлечении студентов к ответственности в качестве террористов, готовящихся сорвать выборы. Однако, позже выяснилось, что взрывчатку подбросила милиция».
Нам представляется, что в случае с васильковцами имеет место чье-то желание выдавить из органов представительной власти на местах, закрепившихся в ней ярых националистов. Нечто подобное в России совсем недавно было проделано с Русским Общенациональным Союзом (РОНС), лидер которого Игорь Артемов длительное время был депутатом Законодательного собрания Владимирской области. Дабы недопустить продолжения депутатских полномочий Артемова были сфабрикованы ряд уголовных дел против него и его сподвижников, в результате чего националисты были выдавлены из представительного органа власти, а РОНС признан экстремистской организацией и запрещен. К счастью, выдавливание Артемова из региональной власти производилось в более мягком режиме, без обвинений в «подготовке терактов» и заключения под стражу, но в целом для нас параллели между этими двумя делами налицо.

2) Дело активиста «Патриота Украины» Алексея Паршакова, обвиняющегося в умышленном убийстве крымского татарина в ходе бытового конфликта в городе Геническа (Крым) нам однозначно представляется как неправильно квалифицированное. По нашему мнению, в инциденте в кафе «из-за девушки», которая была из компании Паршакова (в России, к сожалению, таких «бытовых» конфликтов с участием национальных меньшинств в качестве агрессоров тысячи), действия Паршакова, оборонявшегося ножом, полностью укладываются в рамки допустимой самообороны. Тем более, что у самого Паршакова зафиксированы множественные травмы, в т.ч. колотые ранения, полученные во время драки с нападавшей стороной. К сожалению, правоохранительные органы Украины в данном случае стали не на сторону закона и Паршакова, а на сторону национального меньшинства.