Когда дерусификация Северного Кавказа подошла к «точке невозврата», трибуна гражданского общества России впервые за все годы своего существования решила эту проблему обозначить.
И даже не вся палата, а её рабочая группа по развитию общественного диалога и институтов гражданского общества на Кавказе, возглавляемая известным телеведущим Максимом Шевченко. Но сам он во вступительном слове на открытии слушаний особо отметил, что они состоялись благодаря настойчивости публициста Андрея Епифанцева, получившего известность за серию статей и книг по кавказской проблематике.
Тема исхода русских из региона в общественном и зарубежном дискурсе поднималась не раз, а 19 мая 2011 года сам Президент РФ Д. Медведев напрямую порекомендовал правозащитному сообществу заняться защитой прав русского населения в северокавказских республиках. Сообщество Президента не услышало, а сам М. Шевченко во время визитов в регион предпочитал встречаться с лидерами исламских и этнических организаций, игнорируя русских, русских казаков и других славян, населяющих регион, что, естественно, не вызывало у них энтузиазма. (Далее эту группу этнических славян мы будем называть поглощающим словом «русские»).
Накануне всероссийской акции под названием «Хватит кормить Кавказ», намеченной на 22 октября 2011 года, палата решила пустить «встречный пал» и слушания состоялись в полном соответствии со своим названием.
Сначала были мифы
Не отрицая наличия проблемы, выступившие эксперты были почти единодушны в том, что северокавказские республики покидает экономически активная часть населения, представляющая титульные этносы. С этим тезисом можно согласиться, но с существенными поправками.
Из этих республик во внутренние регионы России выезжает также криминально активная часть кавказцев, а иногда грань между криминальной и экономической активностью трудно различима. Кроме того, молодёжь, попавшая из сельских джамаатов в иноэтническую среду, проявляет т.н. манифестное (или попросту вызывающее) поведение, что раздражает старожильческое население. Причины такого поведения мы проанализируем ниже.
Уезжающих из северокавказских республик кавказцев и русских объединяет то, что и те и другие уезжают от родных могил, но у русских возвратиться на свою малую родину практически нет шансов. В то время как подзаработавшие в русских регионах кавказцы могут возвратиться, и возвращаются в свои родовые сообщества, а в отдельных случаях скрываются в них от правоохранительных органов Центральной России, Сибири или Дальнего Востока.
По мнению ставропольского учёного профессора В. Авксентьева, выступившего на слушаниях, вопрос о возвращении русских в республики Северного Кавказа с научной точки зрения уже не актуален, но ещё можно предотвратить окончательную дерусификацию Северного Кавказа.
В. Коровин, представлявший научную школу геополитика-евразийца А. Дугина, подтвердил его тезис о том, что Северному Кавказу модернизация не нужна. Нельзя в современное индустриальное общество насильно затянуть архаичные по своей сути сообщества и вкладывать в них государственные деньги, которые можно с большей эффективностью использовать на другие цели.
Исходя из этой логики, стараться восстанавливать в республиках модернизационный элемент, каким является с научной точки зрения русские, не рационально. Но тогда непонятно, какую цель преследует сайт СКФО – ньюс, редактируемый В.Коровиным, на котором подробно излагаются исторические аспекты заселения русскими Северного Кавказа, современные проблемы русских с элементами правозащитной деятельность в отношении русского населения региона.
В чём же заключается евразийский замысел А. Дугина для Северного Кавказа, и по сей день остаётся загадкой для непосвящённых, а научная загадка не может служить теоретической опорой для сохранения своих исторических позиций славянскому населению региона.
Выступления заместителя главного редактора информационного агентства «Регнум» К. Казенина и представителей властных элит региона были фактически прямо или косвенно направлены на поддержку основного тезиса, изложенного в пресс-релизе слушаний.
А звучит он так:
«…ослабление культурных и духовных связей между Россией и Кавказом (некорректная фраза, потому что причины дерусификации Армении, Грузии и Азербайджана имеют ряд принципиальных отличий от причин исхода русских из российских республик Северного Кавказа – прим. авт.) … происходит на фоне спекуляций в русских националистических СМИ и интернет-пространстве на тему о том, что русское население Кавказа целенаправленно выдавливают из экономической и общественно-политической жизни Кавказа, дискриминируют по отношению к «титульным» народностям, лишают равного с ними доступа ко многим сферам нашей жизни.
Не отрицая процесса дерусификации региона, следует сказать, что отток населения и трудовая миграция затрагивают не только русских, но и коренное население Кавказа…»
Коренные или нет?
То есть русские коренным народом Северного Кавказа не являются. Эта фраза, внесённая на общественные слушания сторонниками общегражданской идентичности, т.е. всеобщего «россиянства», даёт повод открыто заявлять в тех же националистических СМИ, что евреи, армяне, греки, грузины, азербайджанцы и другие диаспорные народы, поселившиеся на Руси со времён Ивана Грозного, а некоторые и намного раньше, не являются коренными народами Российской Федерации, в отличие от татар, башкир, алтайцев, карел и многих других народов.
Также напрашивается вывод, что после включения Ставропольского края в состав Северо-Кавказского федерального округа русские жители края, наряду со своими соплеменниками из соседних республик, лишены статуса коренного народа на территории своего исторического проживания. Со всеми вытекающими последствиями.
Об отсутствии исторических корней у русских на Кавказе говорилось в докладе сопредседателя общественной организации «Кавказский Дом» С.Кусовой «Уход русских с Кавказа: перезагрузка цивилизационных матриц». Объяснив, что вид на жительство в этом доме на ближайшую перспективу русским не светит, госпожа Кусова признала, что братским народом всех кавказцев являются…казаки.
Не делите нас с русскими
Идея противопоставления русских и казаков, реализуемая на заре 90-х идеологами Конфедерации народов Кавказа, живёт и модернизируется.
Позже в своём выступлении атаман Кавказской казачьей линии Ю.Чуреков, кстати, единственный участник, выступающий в полном казачьем обмундировании, заявил в ответ, что казаки на такие разводы уже не ведутся, и без решения всего комплекса проблем русского населения в регионе возрождение казачеству не светит.
Заявление полпреда Президента о наделении казаков Ставрополья 70 тысячами гектаров земли Чуреков назвал популизмом и предвыборным пиаром.
Действительно, чтобы осуществить процедуру законной передачи этой земли казакам, необходимо внести поправки в пару десятков федеральных законов, включая закон о государственной службе. Если передать землю казакам по волюнтаристскому сценарию, то конфликт казаков и владельцев земли обеспечен.
В своём эмоциональном выступлении министр по делам национальностей Дагестана Б.Бекмурзаев завил, что русские являются коренным народом республики, и их проблемы необходимо рассматривать по всему спектру. К сожалению, вооружённое противостояние в Дагестане между клановыми группировками, принимающее элементы религиозной войны, не позволяют руководству осуществлять правовую защиту русских. Тем более, контролировать выходцев из Дагестана, устраивающих теракты на территории Ставрополья и позволяющих убить, как это произошло в ставропольском селе Дивном, русского парня за то, что на майке у него было написано «Я русский». Кроме того, непризнание коренным народом региона русских делает ещё более проблематичными претензии республики на восточные земли Ставрополья.