Стенька Разин народный русский герой. Его четвертовали 6 июня 1671 года. 16 июня как раз была очередная годовщина. Прежде чем принять смерть, Разин поклонился на все стороны света, минуя царя со свитой, и приготовился с честью умереть. Сначала ему отрубили правую руку, а затем левую ногу. Брат Разина, Фрол, не выдержав кровавого зрелища, взмолился о пощаде, на что умирающий Разин прорычал: «Молчи, собака!» Это были его последние слова.
Разин заварил типичную крестьянскую кашу-войну. Она отличается многонациональностью, межсословностью и движением на столицу. Любая крестьянская война обречена, если её движущая сила не старается захватить столицу. Она выедает сама себя. Без цели захватить столицу — это не война, а восстание. Так было с запершейся у себя Антоновшиной, но Разин имел шанс на успех. Разин был хороший стратег и понимал, что для легитимности бунта необходимы символы. Поэтому он утверждал, что ввез с собой патриарха Никона и царевица Алексея Алексеевича. Это расцвет самозванчества, положеного Смутой, ярко проявившееся уже в личности Емельки Пугачева, который не вёз кого-то с собой, а прямо выдавал себя за Петра III. Для чего?
Все мы помним слова Пушкина: «Русские бунт — бессмысленный и беспощадный». Фраза означает, что русский бунт спонтанен, у него нет цели и он разгорается не на дровах разума, а на хворосте эмоций. Русский бунт не предлагает нового, а просто старается восстановить справедливость, т.е. возвести на престол правильного царя, вместо того, чтобы разрушить и трон, и те палаты, где восседает государь. Поэтому Разин прилюдно никогда и не заявлял, что выступает против Алексея Михайловича, хотя такое обвинение в приговоре значится. Атаман лишь говорил, что является врагом всей царской администрации. И в его ватагу бежали тысячи закабаленных крестьян, которых он обещал освободить от крепостного рабства.
Но куда интересней Разин не как политик, а как человек. Просто воплощение всего русского: бесшабашный авантюрист, убийца и разбойник, великодушный беглец, любящий ссорить богатством, которое досталось ему не монетой, но кровью. Бывал как в царских палатах, так и в хижинах. Жесток и милосерден. По сути он своеобразный викинг, что так нетипично для континентальной и сухопутной России. Его струги — это некая рекурсия в прошлое, когда варяги разоряли Новгород и угрожали стране зазубренной секирой. Норманы шли с севера на юг, а Разин с юга на север. Разин был умен той хитростью, которой берут города, но не завоевывают царств. Живое подвижное лицо, разные глаза, характер гремучей ртути. Обладал по-истине русским характером. Захватить красивую персидскую девку лишь для того, чтобы ей полакомилось дно ебаное! И пусть этой надуманной легенде мы обязаны голландцу Стрейсу, а другой голландец Фабрициус и вовсе выдумал историю о том, что Разин принёс пленницу подводному богу Ивану Гориновичу, но я говорю с гордостью — это красиво, так можем только мы!
Гумилев определял Разина как субпассионария, т.е. человека, готового рискнуть, чтобы его жизнь стала комфортной. Это не лишено истины, хотя и странно, ведь именно Разин был тем, кто поднял бунт голутвенных (бедных) казаков против домовитых казачих старшин. Впрочем, можно вспомнить и то, как Разин сбежал на Дон с казаками, бросив доверившихся ему крестьян под сабли царских войск. В этом есть какая-то трагичность. То самое «бессмысленное», что, как мне думается, чувствует каждый бунтарь на русской земле, затевающий великую вольницу под пристальным взглядом голодного воронья. Не случайно почти все наши народные воинские песни не о победе, а о том, как люди идут умирать. О том, что скоро придёт гибель и заберет нас с собой. Пожалуй, это суть нашей культуры: мы идём не побеждать, а умирать. Потому и непобедимы.
После того, как Стеньку пленил его же крестный отец Корнило Яковлев и его закованного привезли в Москву, Разина пытали два дня: дыба, костер, бичи. Он ничего не выдал, лишь ругался на своего брата Фрола, который не выдержал пыток. После смерти Разина Дон ещё бушевал с полгода, прежде чем окончательно успокоиться перед новой бурей.
Володя Злобин