Сообщество русских националистов никогда не являло идейного и организационного единства, однако украинская революция расколола его на два непримиримых лагеря. Andneverthetwainshallmeet.

Одни с осени 2013 года симпатизировали Майдану, а сейчас поддерживают обновлённое украинское государство: кто-то словом, а некоторые и делом. Другие аплодировали «Беркуту», вслед за Медведевым заклинали Януковича «не быть тряпкой», бурно радовались «возвращению Крыма», а сейчас бьются за «свободный Донбасс» против «киевской хунты».

Благоразумное большинство, как полагается, держит фронт в социальных сетях и ленится даже ходить на митинги, однако некоторое количество русских националистов по-настоящему воюет в числе донбасских повстанцев. Впрочем, русские националисты сражаются и на другой стороне — в украинских добровольческих батальонах.

Встреча бывших соратников в бою, где они выступают уже разными знамёнами — сюжет, знакомый нам со времён ещё той гражданской войны. И подобные столкновения происходят не только на Украине, но и в России. Так, в начале мая в Петербурге произошла драка с участием «неонациста» Антона Раевского, отличившегося в одесском «антимайдане» — и ультраправых, симпатизирующих украинской революции. В середине июня пострадал ещё один российский активист ДНР: в Новосибирске националисты побили Александра Марчука, члена незарегистрированной партии «Другая Россия». В обоих случаях до смертоубийства не дошло, но факт противостояния налицо. Нетрудно предположить, что подобных инцидентов гораздо больше.

О сторонниках и ненавистниках

Очень интересно взглянуть на распределение сторонников и ненавистников украинской революции в сообществе националистов. Неудивительно, что «русскую весну» поддержали останки РНЕ во главе с фюрером Петровичем, савельевская «Великая Россия», кургинянская «Суть времени», «Чёрная сотня», разнообразные «реестровые казаки» и им подобные сугубо реакционные организации, нежно опекаемые спецслужбами.

С другой стороны, не вызывает чувства противоречия и безусловная поддержка украинской революции «Национал-демократическим альянсом». Эта организация, вернее, конгломерат популярных сетевых публицистов (ведущие роли в котором играют Алексей Широпаев, Илья Лазаренко и Михаил Пожарский), крайне негативно относится и к современной РФ, и к тысячелетней традиции посконной российской азиатчины, тирании и дикости, проявляющейся то в опричнине, то в ГУЛАГе, то в путинских духовных скрепах.

Вместе с тем, немного странно, что антиукраинскую позицию заняла «Национально-демократическая партия» Владимира Тора (Владлена Кралина), Константина Крылова и близкого к ним Егора Холмогорова. Ведь, казалось бы, Украина воплотила их мечты: славянский народ, сходный с русскими до степени смешения, совершил успешную национально-демократическую революцию, прогнал вороватого тирана и начал воссоединение с Европой.

Кстати, ещё в декабре 2013 года НДП поддерживала Майдан:

«Во время встречи президентов Владимира Путина и Виктора Януковича, между Россией и Украиной было достигнуто соглашение — наша страна окажет Украине безвозмездную помощь, без каких бы то ни было интеграционных обязательств. Грубо говоря, Путин спас Украину от дефолта, а Януковича — от тюрьмы или даже верёвки на фонарном столбе, — писал один из ведущих партийных публицистов Михаил Беляев. -Если бы мы не вывалили сейчас на стол Януковичу пару вагонов долларов, то через пару месяцев на Украине произошёл дефолт, предприятия бы закрылись и к относительно мирно майданующим галичанам присоединились бы донбасские рабочие, которые бы очень быстро заколотили Януковича и всех регионалов в киевскую брусчатку».

Пара вагонов долларов не спасли Януковича: тюрьмы и верёвки он избежал, но для этого ему пришлось явить всю прыть, на которую он был способен. Однако НДП после победы революции на Украине изменила отношение к этой стране на прямо противоположное. Причины столь резкой смены политических ориентиров пока остаются загадкой. Хотя Константин Крылов и попытался объяснить, что чекистский проект «Новороссия», адепты которого отрицают любой национализм — это прекрасная низовая инициатива, а вот украинцы героизируют Бандеру с Шухевичем, и вообще у них неправильный национализм.

Недоброжелатели объясняют столь неожиданную эволюцию взглядов «национальных демократов» тем, что руководство партии получило от Администрации президента соблазнительное предложение, от которого невозможно отказаться. Как бы то ни было, сейчас НДП собирает гуманитарную помощь для Донбасса, а, по меньшей мере, один активист партии — Александр Жучковский — воюет на стороне ополченцев.

Не менее странной — на первый взгляд — представляется позиция партии Эдуарда Лимонова. НБП, переформатированная в «Другую Россию», несмотря на сугубую травоядность своего «прямого действия», долгие годы подвергалась жестоким преследованиям. Без малого две сотни нацболов прошли российские тюрьмы, несколько активистов были убиты. А около десятка в разное время получили политическое убежище на территории Украины. Тем не менее, с самого начала майданных событий Лимонов и его верные адепты метали громы и молнии на головы украинских революционеров, а сейчас, как утверждает партийная пресса, несколько активистов находятся в рядах донбасского ополчения (ни один ведущий активист «Другой России» в ряды ополчения Донбасса не вступил – прим. ред.).

Поддержка Януковича, а затем — пропутинских повстанцев — стоила Лимонову очередного раскола его партии. Группа активистов во главе с бывшим политзаключённым Михаилом Пулиным обвинила бессменного лидера в предательстве революционных идеалов и переходе на сторону реакции. «Раскольники» формируют «Национал-Большевистскую Платформу», которая может стать весомой альтернативой лимоновскому проекту.

В том, что партия Лимонова — та самая, бескомпромиссно радикальная и абсолютно независимая, честная и искренняя, ударный отряд оппозиции, и т. д. и т. п. — поддерживает Кремль, на самом деле нет ничего удивительного. Политический вектор партии менялся множество раз. Сейчас трудно поверить, что, например, ещё в середине «нулевых» нацболы сотрудничали с либералами, а вождь партии писал книгу «Лимонов против Путина» — хотя несколькими годами раньше НБП устраивала против либералов «акции прямого действия».

Очередная смена парадигмы произошла 10 декабря 2012 года, когда «буржуазные вожди» перенесли митинг с площади Революции на Болотную, чем, по мнению Лимонова, раз и навсегда «слили протест». Лидер нацболов с усердием, достойным лучшего применения, принялся оплёвывать «буржуазных вождей», за что несколько удивлённая власть стала выделять ершистому старику сперва символические, а потом всё более весомые бонусы. Вероятно, со временем Лимонов пришёл к выводу, что «воевать» с врагами Кремля вкусно и полезно. Стоит отметить, что градус оппозиционной риторики другороссов снизился до нуля по Кельвину, да и прокремлёвская молодежь давно уже не устраивает провокаций против Лимонова.

Что касается позиции других националистов, то, в частности, Этнополитическое объединение «Русские» не впало в «новороссийский» экстаз. Их ведущее СМИ — «Национальная служба новостей», недавно не без намёка переименованная в «Русский Сектор» — регулярно публикует материалы в поддержку революционной Украины.

Примечательно, что на стороне украинской революции выступила значительная часть русских скинхедов (название условное, хотя бы потому, что классический скиновский прикид сейчас мало кто носит; мы используем это слово для обозначения национал-радикалов, которые придерживаются идей «национал-социализма» и превосходства белой расы). Некоторые из них сейчас воюют за Украину. Помнится, левые публицисты посылали лучи ненависти «подментованным зигомётам», которые, дескать, помогают кровавому путинскому режиму расправляться со свободолюбивыми гражданскими активистами. События последних месяцев показали, что скинхеды бывают очень разные.

«Русская весна»: а оно нам надо?

Если рассматривать события, происходящие у наших ближайших соседей, с точки зрения русского националиста, то позиция «антимайдановцев», «крымнашистов» и «новороссов» представляется противоречивой. Вряд ли самый убеждённый сторонник «русской весны» сумеет объяснить, что выиграли русские enmasseв результате «возвращения Крыма» и спровоцированной Кремлём гражданской войны на востоке Украины.

Налоги не стали ниже (напротив, в ближайшее время ожидается их увеличение), тарифы не прекратили рост, пенсии, пособия и стипендии не увеличились. Кстати, часть пенсионных накоплений потрачены на «восстановление Крыма», и глава Минфина Антон Силуанов комментирует это событие как-то невнятно: то ли денежки ушли с концами, то ли нет…

Как и 10 лет назад, страна существует за счёт экспорта нефти и газа. Абсолютное большинство потребительских товаров произведено за пределами России (нетрудно догадаться, что нас ждёт, если Запад введёт НАСТОЯЩИЕ санкции). Гражданские свободы продолжают сокращаться, уголовные дела, заведённые по факту лайков и репостов в социальных сетях, уже давно не представляются дурной шуткой. Демократия, т. е. возможность для народа руководить государством посредством избранных представителей, свёртывается за ненадобностью. Российские регионы наперегонки отменяют выборы мэров (27 июня эстафету подхватил Ульяновск — родина лидера Октябрьской революции). Хитроумные «фильтры» делают невозможным избрание на административную должность оппозиционного политика, а независимые региональные лидеры подвергаются преследованиям — достаточно вспомнить дело ярославского мэра Евгения Урлашова.

Этническая политика Российского государства, которую так критиковали националисты последние годы, тоже не изменилась. Кремль не ввёл визовый режим со странами Центральной Азии и не собирается этого делать, тогда как выходцы из «бывших союзных республик» старательно обогащают российскую криминальную хронику. Русская провинция потихоньку пустеет, зато город Грозный, ещё недавно разгромленный до лунного пейзажа, благодаря щедрым отчислениям из бюджета превратился в «город мечты» с самой большой в Европе мечетью. По социальным сетям гуляет едкая шутка, что каждый российский налогоплательщик может почувствовать себя Аллахом (намёк на известную фразу Рамзана Кадырова, что Чечне «Аллах деньги даёт»).