Сергей Лавров

Ответы Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на вопросы информационного агентства «Интерфакс», Москва, 15 декабря 2014 года

2870-15-12-2014

Вопрос: Если недавний законопроект в поддержку Украины будет подписан Президентом США Б.Обамой, будет ли Россия трактовать это как возвращение к «холодной войне»? Станет ли это «красной чертой» с учетом, что будет затронут нефтегазовый сектор и оказана военная помощь Украине?

С.В.Лавров: Изложенные в этом законопроекте меры в значительной степени являются предложением американскому Президенту действовать на своё усмотрение. Есть положения, обязывающие его принять меры в отношении, в частности, «Рособоронэкспорта» – причём эти меры должны распространяться экстерриториально, в том числе и на партнёров наших компаний, подпадающих под американские санкции. Такая практика сама по себе нелегитимна, как, по сути, и односторонние санкции, вводимые в обход СБ ООН.

Если говорить о нашем военно-промышленном комплексе, предприятиях, производящих продукцию военного назначения, то у многих из них, как известно, есть партнёры, в том числе на Украине. Поэтому бить по промышленности наших украинских соседей, которая и без того находится в плачевном состоянии, контрпродуктивно с точки зрения американских интересов. Один этот пример показывает, что в основе всей затеи лежит совсем не забота об Украине, а маниакальное желание наказывать Россию за все мыслимые и немыслимые прегрешения.

Если перечислить всё сделанное Россией для Украины после распада СССР (а это десятки миллиардов долларов, переданных этой стране фактически в виде субсидий) или только наши действия, направленные на нормализацию обстановки и поиск конструктивных выходов из кризиса после государственного переворота в феврале с.г., то послужной список будет весьма внушительным. Это касается нашего подхода к процессам на Юго-Востоке, состоявшемуся там референдуму, нашего отношения к последовавшим выборам в провозглашённых ДНР и ЛНР, к выборам украинского Президента, а затем в Верховную Раду, нашей инициативы по созданию минского процесса, который признаётся сейчас всеми в качестве единственного реалистичного пути выхода из ситуации. На этом фоне, если поинтересоваться у наших западных коллег (в частности, американцев), что конкретно сделали они, то мы не увидим достаточно впечатляющих достижений. Кроме того, что они безоглядно и безоговорочно поддерживают любые, в том числе совершенно деструктивные действия украинских властей – например, закон о люстрации, вызвавший возмущение в Венецианской комиссии Совета Европы.

Расцениваем этот акт США в поддержку Украины как враждебный. У Президента США Б.Обамы есть выбор, подписывать закон или нет. В том, что касается его введения в действие и его практического применения, будем исходить из конкретных поступков.

Вопрос: После вхождения Крыма в состав России полуостров автоматически перестал быть безъядерной зоной. Означает ли это, что мы можем размещать там различные виды вооружения, в том числе ядерное? Руководство НАТО постоянно выражает обеспокоенность по этому поводу. Что Вы можете сказать?

С.В.Лавров: Термин «безъядерная зона», который характеризует определённую международно-правовую договорённость, никогда к Крыму не применялся. Такие зоны есть в Латинской Америке, Центральной и Юго-Восточной Азии. Крым не был безъядерной зоной в международно-правовом смысле, а был частью Украины, являющейся государством, не обладающим ядерным оружием. Теперь Крым стал частью государства, которое в соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия обладает таким оружием. Российское государство в соответствии с международным правом имеет все основания распоряжаться своим ядерным арсеналом – ещё раз повторю легитимным – в соответствии со своими интересами и международно-правовыми обязательствами.

Вопрос: Отторжения Донбасса от Украины не будет?

С.В.Лавров: Очень надеюсь, что шаги, которые предпринимает украинское руководство, провоцируя отторжение Донбасса, будут остановлены, а курс Киева сменится на диалог с Донбассом и выход на договорённости, которые обеспечат равноправное, взаимоуважительное проживание на Украине всех её граждан и регионов. Ещё раз подчеркну – для этого необходимо настоять на выполнении Украиной взятого ещё в апреле с.г. обязательства о проведении всеобъемлющей транспарентной конституционной реформы с участием всех регионов и политических сил Украины.

Вопрос: Ведёт ли Россия линию на урегулирование проблемы Донбасса в составе Украины?

С.В.Лавров: Россия сейчас единственная страна, которая этого добивается, настаивая на выполнении обязательств о проведении конституционной реформы с участием всех регионов и политических сил Украины. Настаивает на согласовании таких параметров совместного проживания, которые уважали бы особенности и специфику этнических, религиозных групп, права меньшинств, обязательства по конвенциям Совета Европы, другим документам, в т.ч. ОБСЕ, чтобы все граждане Украины могли избирать руководителей своих регионов, понимать, что эти люди представляют их интересы, могли иметь возможность финансово обеспечивать свои потребности за счёт договорённости с центром по налоговым вопросам, пользоваться своим языком, праздновать свои памятные даты, а не навязанные одной частью страны, как, например, идея отмечать как национальные праздники Украины дни рождения С.Бандеры и Р.Шухевича. Я не вижу, как на Востоке и Юге Украины могут отмечаться такие даты – там по-прежнему отмечают 9 мая. Нужно исходить из этой реальности. Нельзя навязать всей стране какую-то одну идеологию, когда их там несколько.

Вопрос: Предстоящая 17 декабря встреча по иранской ядерной программе – прорыв или формальность?

С.В.Лавров: Это не прорыв и не формальная встреча, а часть продолжающегося с ноября 2013 г. процесса, который должен завершиться к концу июня 2015 г.

Вопрос: И всё же это будет проходная встреча?

С.В.Лавров: Я понимаю Ваше желание классифицировать её как прорыв или проходную. Идет работа, идёт серьезный процесс.

Вопрос: «Исламское государство» – это серьезно или пиар?

С.В.Лавров: Это – серьезные ребята.

Источник: МИД РФ