Ярош

Один из основателей и бывший лидер движения «Правый сектор», народный депутат Дмитрий Ярош уверен, что в 17-летнем возрасте он выбрал правильный путь, начав заниматься национально-освободительной политикой.

Об этом он заявил в интервью ONLINE.UA. «Я не знаю, что именно спровоцировало меня пойти в 17 лет заниматься политикой — национально-освободительной политикой. Так случилось. Но я правильный путь выбрал. Не стыдно и перед своими детьми и перед внуками. Все идет, как должно идти», — заверил он.

При этом Ярош не видит ничего странного в том, что его националистические взгляды сформировались в русскоязычном Днепродзержинске (после декоммунизации город переименован в Каменское — Ред.). «У нас славный казацкий город. Он построено на казацких зимовниках. Поэтому это, пожалуй, тот дух извечной стихии, который уберег украинцев от татарского потопа, таких, видимо, как я и другие, на востоке и поднимает», — добавил он.

Депутат отметил, что «Украина же — она рождает людей, которые за нее борются, на Кубани вон даже Украинская повстанческая армия действовала в сороковых годах». «Вроде тоже оккупированные Россией территории, но при том всем — это тоже Украина. И это — гораздо сильнее моего Каменского», — заверил Ярош.

По его словам, если брать «какую-то государствообразующую традицию, то центр государства постоянно менялся со времен Киевской Руси». «Сначала — Киев. Потом татаромонголы пошли — он на западную Украину переносится. Потом Сечь — снова сюда. И так далее. Этот центр государства, центр украинского национализма всегда менялся. Так что все закономерно», — напомнил он.

В то же время, Ярош отметил, что националистическое мировоззрение формировалось у него «очень спонтанно». «Я еще в школе интересовался всяческими движениями — в Прибалтике они стали возникать — «Народный фронт», «Саюдис» в Литве, «Народный фронт» в Эстонии, в Латвии. Здесь им Коммунистическая партия начала создавать противовес — интернациональные фронты и так далее», — припомнил он.

Депутат рассказал , что наблюдал за тем, как это было.»В 1988-м окончил школу. И как-то мы с ребятами вышли гулять. Идем — смотрю: демонстрация. А у нас в то время экологическая тематика особенно остро стояла в городе. Экология в Каменском и сейчас не очень хорошая, но сейчас заводы меньше работают, не так дымят. А тогда был ужас. По пару тон вредных веществ на человека приходилось. И люди вышли протестовать. Огромная была такая экологическая демонстрация — абсолютно спонтанная. Я на это посмотрел — мне понравилось», — добавил Ярош.

После этого он и начал заниматься «всякими такими вот вещами». «Я понял, что за счет протеста можно действительно делать какие-то хорошие вещи. Мы тогда коксовую батарею на «коксохиме» останавливали и остановили. Работала без очистки, без очистных сооружений… Вот так потихоньку, помаленьку… Но тут же я понял, что решить экологические вопросы невозможно без решения политических, стратегических вопросов для Украины», — признался он.

В то же время, депутат заверил, что ему очень повезло с учителями. «Сокульский Иван Григорьевич, уже покойный. Из диссидентов, в семидесятых годах отсидел, он внес определенную лепту в меня. Потом — Левко Лукьяненко и Степан Хмара, которые мне в 1989 году рекомендацию в УГС (Украинский Хельсинский Союз) давали. Понятно, что я на них смотрел почти с благоговением — люди из книг фактически. А я самиздат читал, интересовался», — рассказал он.

Ярош добавил, что «в феврале 1989 года, я приехал в Киев — впервые, кстати, привез тогда списки «Народного Движения» — мы уже создали его, привез те списки к Драчу, представьте: я его в школе учил — а тут захожу, а он сидит, еще и со мной общается». «Сумма факторов была. Затем мы создали еще и Украинский студенческий союз, который уже в 1990 году проводил голодовки на Майдане (во время Революции на граните, — ONLINE.UA). И оно все захватило, закрутило… Дискуссии. Мы тогда в Холодном Яру, помню, наш студенческую союз под присмотром КГБ, потому что там был такой Пиховшек Славик, которого потом вычислили как предателя. Он тоже в УГС был, я с ним общался — 17 лет ребенку, где я там что-то ориентировался в тех вещах..? Но интересно — хвосты, наблюдения, видеокамеры… Красиво!» — припомнил он.

Депутат отметил, что после этого он побывал в армии, а после нее «в моей жизни появился Василий Иванишин — человек, который больше всего в меня вложил, ныне уже покойный мой учитель, преподаватель Дрогобычского педуниверситета и Проводник, основатель «Тризуба» имени Степана Бандеры». «Тризуб» — это вообще уникальная структура. О ней, думаю, потом еще напишут. Потому она и тот же «Правый сектор» на протяжении двадцати лет ситуацию готовили. Готовили действительно какие-то революционные вещи для государства. И всегда очень взвешенно к государству относились… О том тоже напишут… Словом, как-то так и формировался — пока, в конце концов, получилось то, что получилось. Хорошее или плохое — не мне судить. Но получилось», — резюмировал он.