Большинство из нас убеждены, что движение скинхедов носит исключительно экстремистский характер. То есть занимается разжиганием межнациональной розни. В то же время многие скинхедам симпатизируют и даже в душе разделяют их идеи. Правда, признаются в этом лишь в нетрезвом состоянии и в кругу друзей. Боимся мы быть записанными в экстремисты, а еще хуже – в фашисты. Так что же они представляют собой, современные скинхеды? Явление имеет место, а посему негоже «Молодежке» проходить мимо. Сегодня на примере «бритых» из нашего города мы попытаемся разобраться в их идеологии, истории возникновения, поведении, привычках и пристрастиях.

ВЫХОДЦЫ ИЗ РНЕ

Если вы думаете, что движение скинхедов зародилось в ГДР или ФРГ, то сильно ошибаетесь. В 50-е годы прошлого века борьба с остатками фашизма в этих странах велась очень серьезно. Так что социальной базы для возникновения неонацизма там просто не было. Скинхенды, или бритоголовые (по-нашему), появились в середине XX века в респектабельной Великобритании. Оттуда это движение распространилось по всей Европе. В России его представители впервые появились в бурные 90-е годы. Благо почва для неонацистских идей тогда была у нас очень благодатной. Группировались они около движения «Русское национальное единство». Но со временем пути «бритых» и «патриотов» разошлись. Так и в Липецке появились первые скинхеды. Из-за чего же группа молодых людей вышла из состава РНЕ?

– Во-первых, будущих скинов совершенно не устраивала идеология «патриотов». Точнее сказать, практически полное ее отсутствие. В середине 90-х годов РНЕ превратилось в очень крупную организацию всероссийского масштаба. Однако из-за того что массы людей решили в одночасье стать «патриотами», ничего хорошего не вышло. Первоначальные идеи лидера РНЕ господина Баркашова просто растворились в этой новой среде, – вспоминает Владимир Л., бывший в 90-е годы одним из активных участников движения скинхедов в Липецке. – Мода на «патриотизм» притягивала в ряды членов организации и криминальные элементы, и авторитетных бизнесменов. Одним требовалась «работа», другим – «защита». Под «крышей» РНЕ это очень удачно сочеталось. До идеологии никому тогда и дела не было. Во-вторых, стремление покинуть ряды РНЕ и создать свою «бригаду» было продиктовано желанием выделиться из толпы, «засветиться» в бурные 90-е. Этот юношеский максимализм вместе с гипертрофированным национализмом и сыграли решающую роль. Конечно, имелись и другие причины, но уже второстепенного характера.

ИГРЫ В ПАТРИОТОВ

Не стоит думать, что выделившаяся из РНЕ группа молодых людей в составе десяти-пятнадцати человек состояла из отморозков. В этой «бригаде» были своя иерархия и неписаный свод правил. Все бойцы вели здоровый образ жизни, занимались спортом, тренировались в различных секциях. В отличие от ура-патриотов из РНЕ, эти ребята предпочитали не говорить, а действовать. К тому же ситуация в России тех времен была такова, что наплыв кавказцев раздражал буквально всех. Однако не стоит думать, что их просто «убирали». Скинхеды Липецка первой волны хоть и не были похожи на ангелов, но «беспределом» по понятиям тех времен тоже не занимались.

– Однажды эти парни спускались от Липецкого академического театра драмы имени Л. Н. Толстого. Направлялись в Нижний парк с явным намерением встретить там своих заклятых друзей с Кавказа, – начинает рассказ Владимир Л. – И тут по дороге им попадается пожилой грузин, одиноко сидящий на лавочке. Конечно, ребята поинтересовались, что он делает в их родном городе. Оказалось, это простой рабочий, который приезжает сюда на заработки, а остальное время живет в Грузии. Скины ему поверили на слово, и даже вместе выпили. Тогда главным для них было, чтобы кавказцы не жили на их Родине (не важно, большой или малой) постоянно.

Правда, это стало скорее исключением из правил. Для большинства выходцев с Кавказа встреча со скинами в те годы заканчивалась плачевно. К соотечественникам же «бритые» относились вполне нормально. Нередко помогали старикам, инвалидам и ветеранам перейти улицу, например. Если видели вопиющую несправедливость на рынках и в обычной жизни, всегда вступались за своих.

Однако времена менялись, а вместе с ними и скины. В молодежной среде стало модным бриться наголо, носить «гриндерсы» с железными набойками, подтяжки и белые шнурки. Хотя это вовсе не означало, что ее представители приняты в ряды скинхедов. Для «фанатов» бритых голов стало важно не быть, а казаться. Первая «бригада» просто растворилась в общей массе. Многие в силу возраста и убеждений уже давно отошли от «дел». А что же происходит со скинхедами в Липецке сейчас?

«НОВАЯ» ВОЛНА

С начала 2000-х годов липецких скинов все больше «разбавляли» представители таких субкультур, как готы, неформалы, панки и эмо. К тому же в ряды «бритых» стали вливаться откровенная шпана, гопота и футбольные фанаты. Однако подобное «кровосмешение» ни к чему хорошему не привело. Массовость погубила идеологию. Зато появилась неадекватность в поступках. Правда, были и исключения.

В поселке Дачный жил парень Юра. Был он хорошим бойцом и другом скинов. Да таким, что даже сколотил свою «бригаду». Она называлась «псовской», по кличке своего организатора. В эту «бригаду» и вошли два моих собеседника – Сергей И. и Александр К. Тогда им было по восемнадцать лет.

– Три года назад Юра утонул, и его «бригада» распалась. После этого у многих неформалов, панков и скинов возникло желание объявить себя чуть ли не его «наследниками» или «лучшими друзьями», на худой конец «членами его бригады», – рассказывают они. – Остатки движения возглавили мы. Примерно год назад удалось создать команду из десяти бойцов. Правда, не все из них были «чистыми» скинхедами. В команду влились и представители других национальностей. Есть у нас даже чеченец.

Эта «бригада» не проводит громких акций. Не избивает кавказцев в Нижнем и Верхнем парках, не празднует день рождения Гитлера, не носит белых шнурков, «гриндерсов», подтяжек. Ее члены не бреются наголо.

– Вся эта скинхедовская атрибутика просто показуха, – утверждают парни. – Сейчас она уже не нужна. Сегодня главное для нас – патриотизм, пусть даже на бытовом уровне. Если мы увидим, например, что кавказцы насильно затаскивают девушку в автомобиль, им не поздоровится. И не важно, сколько их, а сколько нас. Но если человек один и никого не трогает, мы к нему даже не подойдем. Если драться, то за что-то, а не просто так. Однако год назад сотрудники отдела по борьбе с экстремизмом вышли на нас. Теперь регулярно посещают площадь около Дворца спорта «Звездный», где мы часто собираемся.

– В обычной жизни мы такие же люди, как и все, – продолжают Сергей И. и Александр К. – Из общей массы ничем не выделяемся. Только наши друзья, хорошие знакомые и УБОП знают, что мы скинхеды. Но главное, мы вполне адекватные люди. Среди нас нет шпаны, гопоты и фанатов. Хотя мы с ними и пересекаемся около «Звездного» или в Верхнем парке. И все равно нас считают экстремистами. Если ты скинхед, можно сказать, на тебе клеймо. О нормальной работе можешь забыть. Мы это на себе испытали. И никому не докажешь, что ты патриот.

Владимир Л. вообще считает, что сейчас в Липецке движения скинхедов просто нет. Все эти панки, эмо, готы, неформалы, гопота, шпана, фанаты вместе ради того, чтобы пообщаться и алкоголя попить. Никакой идеологией там и не пахнет.

Я никого не идеализирую, но априори вешать на сегодняшних скинхедов ярлык экстремистов все-таки не стоит. Может, из всего этого, как и из любого другого явления, стоит извлечь и развивать рациональное зерно?

Источник: Липецкая газета